Пракрита-раса-шата-душани (предисловие)

Пракрита-раса-шата-душани (предисловие)

Трактат Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасаати Тхакура.

Пракрита-раса-шата-душани

Сто опровержений мирской расы

Предисловие

В среде представителей высших классов человеческого общества существуют три пути, позволяющих странствовать в измерении веры в посмертии. Эти пути известны как карма, джнян и бхакти. Средства достижения временных наслаждений душами, находящимися в обусловленном (несвободном) состоянии, известны как путь кармы. Отвержение временных и преходящих, «провинциальных» (ограниченных) целей и поиск не дифференцированного духа известны как путь джняна. Трансцендентные по отношению к карме, джняну и материи усилия, направленные на удовлетворение истинного принимающего всё служения, Шри Кришны, известны как путь бхакти.

На пути бхакти существуют три промежуточные стадии между средствами достижения цели (началом пути) и целью (его завершением). Если мы считаем, что бхавы и према, относящиеся к цели, суть практики, которые являются разновидностями (частью) средств достижения цели, то возникают трудности. Преодоление этого препятствия известно как анартха-нивритти. Уникальные и выдающиеся Игры Шри Гаурасундара, а также практики и учение госвами, помощников в Его Играх, суть фундамент данного сочинения. 

Шри Сиддханта Сарасвати


Примечание переводчика:

Цель «Пракрита-раса-шата-душани» Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура  состоит в том, чтобы дать читателям адекватное представление о науке расы и её применении, согласно тому, как описал этот предмет Шрила Рупа Госвами Прабху в своей «Шри Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Сарасвати Тхакур написал этот трактат для читателей, знакомых с ключевыми терминами, фигурирующими на страницах «Шри Бхати-расамрита-синдуху», и по этой причине он не расшифровывает эти термины в своём произведении.

Читателям, не знакомым с этими терминами и их определениями, данными Шрилой Рупой Госвами, мы предлагаем их обзор, основанный на «Шри Бхакти-расамрита-синдху», а также глоссарий; и то, и другое предшествует самому тексту «Пракрита-раса-шата-душани». Больше того, эти ключевые термины остались, по большей части, непереведёнными, с тем, чтобы читатели сумели отчётливо видеть, как Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур передаёт их смысл и как их использует.

Что есть бхакти?

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате

(Нарада-панчаратра; Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 1.12)

«Говорится, что бхакти – это совершаемое посредством чувств служение Владыке чувств, которое посвящено Владыке, чисто и абсолютно свободно от каких-либо ограничений».

анйабхилашита-шунйам джняна-кармадй-анавритам

анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 1.11)

«Чистая преданность есть непрестанное усилие радовать Кришну, свободное от преходящих желаний и не встречающее препятствий в виде тенденций эксплуатации и отречения».

Каковы отличительные характеристики бхакти?

клеша-гхни шубхада мокша-лагхута-крит судурлабха

сандрананда-вишешатма шри-кришнакаршини ча са

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага 1.17)

«Бхакти (1) уничтожает всё страдание, (2) проливает всю благую удачу, (3) заставляет освобождение тускнеть на своём фоне, (4) является труднодостижимой, (5) необычайно радостна и (6) привлекает Самого Шри Кришну».

Каковы стадии бхакти?

са бхактих садханам бхавах према чети тридходита

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.1)

"Говорится, что бхакти состоит из трёх стадий: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти".

Что есть садхана-бхакти?

крити-садхйа бхавет садхйа-бхава са садханабхидха

нитйа-сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.2)

«Деятельность чувств, направленная на достижение бхавы, известна как садхана-бхакти. Подобное достижение представляет собой проявление в сердце совершенной вечной природы живого существа».

Сколько насчитывается разновидностей садхана-бхакти?

ваидхи рагануга чети са двидха садханабхидха

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.5)

«Существуют две разновидности садхана-бхакти: ваидхи и рагануга».

Что представляет собой ваидхи-бхакти? 

йатра раганаваптатват правриттир упаджайате

шасаненаива шастрасйа са ваидхи бхактир учйате

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.6)

«Садхана-бхакти, деятельность в рамках которой проистекает не из развитой раги, а из указаний священных писаний, зовётся ваидхи-бхакти».

Что есть рага?

иште сварасики рагах парамавиштата бхавет

тан-майи йа бхавед бхактих сатра рагатмикодита

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.270)

«Интенсивная и естественная поглощённость объектом желания зовётся рагой. Преданность, основанная на подобной раге, зовётся рагатмика-бхакти».

Что есть рагануга-бхакти?

вираджантим абхивйактам враджа-васи-джанадишу

рагатмикам анушрита йа са раганугочйате

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.268)

«Преданность, которая следует рагатмика-бхакти, чудесно проявленной в обитателях Враджи, известна как рагануга-бхакти».  

Что есть бхава-бхакти?

шуддха-саттва-вишешатма према-сурйамшу-самйа-бхак

ручибхиш читта-машринйа-крид асау бхава учйате

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 3.1)

«Преданность, которая абсолютно чиста, по своей природе (будучи особым порождением духовной энергии Господа), напоминает луч солнца премы, и растопляет сердце ручи, зовётся бхава-бхакти».

Каковы характеристики бхава-бхакти?

кшантир авйартха-калатвам вирактир мана-шунйата

аша-бандхах самуткантха нама-гане сада ручих

асактис тад-гунакхйане притис тад-васати-стхале

итй адайо ’нубхавах сйур джата-бхаванкуре джане

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 3.25–6) 

«(1) Терпимость и терпение, (2) нежелание напрасно тратить время, (3) отрешённость, (4) отсутствие гордости, (5) надежда (упование), (6) жажда, (7) неизменный вкус к воспеванию Имени, (8) привязанность к обсуждению качеств Господа, и (9) любовь к обители Господа – эти и другие качества присутствуют в тех, в чьих сердцах проросла бхава».

Что есть рати?

пуране натйа-шастре ча двайос ту рати-бхавайох

саманартхатайа хй атра двайам аикйена лакшитам

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 3.13)

В Пуранах и в трактатах, посвящённых драматургии, слова «рати» и «бхава» служат синонимами. Похоже, что здесь (в «Шри Бхакти-расамрита-синдху»)  эти два термина также выступают в качестве синонимов.

Что есть према?

самйан-машринита-сванто маматватишайанкитах

бхавах са эва сандратма будхаих према нигадйате

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 4.1)

«Интенсивную бхаву, которая делает сердце совершенно мягким и податливым и характеризуется крайней степенью любовной одержимостью (Господом), мудрые зовут премой».

Каковы стадии пробуждения премы?

адау шраддха татах садху-санго ’тха бхаджана-крийа

тато’ нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах

атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати

садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавет крамах

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 4.15–6)

«В начале шраддха, затем садху-санга, затем бхаджана-крийа, затем анартха-нивритти, затем ништха, затем бхава, а затем пробуждается према. Таковы этапы  пробуждения премы в практикующем».

Что есть шраддха?

Вера в истину откровения, порождённая общением с садху, а также как сознательным, так и неосознанным участием в служении Господу; вера в то, что благодаря служению Кришне все обязанности и желания осуществляются.

Что есть садху-санга? 

Принятие своим пристанищем стоп Шри Гуру и обучение процессу служения Господу под его руководством; общение с садху и служение садху, приверженным истине.

Что есть бхаджана-крийа?

Совершение практик преданности, таких как слушание, воспевание и поклонение, согласно наставлениям Шри Гуру и садху.

Что есть анартха-нивритти?

Постепенное уменьшение четырёх разновидностей порока – (1) заблуждения, (2) желаний бренных реалий, (3) оскорблений и (4) слабости сердца.

Что есть ништха?

Постоянное участие в служении Господу, свободное от анартх и отвлекающих факторов.

Что есть ручи?

Подлинный вкус к Личности Господа и служению Ему.

Что есть асакти?

Привязанность; естественный ручи (вкус) к Личности Господа и служению Ему.

Что есть бхава и према?

Определения им были даны выше в «Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага», 3.1 и 4.1.

Что есть раса?

вйатитйа бхавана-вартма йаш чаматкара-бхара-бхух

хриди саттводжджвале бадхам свадате са расо матах

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Дакшина-вибхага 5.132)

«То, что находится за пределами мысли, имеет в высшей степени чудесную природу и является объектом глубочайшего наслаждения в сердце, сияющем чистой благостью, известно как раса».

Детальное объяснение:

«То, что превосходит все суждения о его составляющих, явление, более чудесное, нежели рати (бхава-бхакти), и глубочайшим образом переживаемое в сердце, озарённом особым проявлением духовной энергии Господа, известно как раса».

Кто есть Кришна?

акхила-расамрита-муртих

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 1.1)

«Кришна есть олицетворение верховной радости, обитель всех духовных рас». 

Что есть Имя?

нама-чинтаманих кришнаш чаитанйа-раса-виграхах

пурнах шуддхо нитйа-мукто ‘бхиннатван нама-наминох

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага 2.233)

«Имя Кришны есть исполняющий желания драгоценный камень и олицетворение духовной расы. Имя совершенно, чисто, вечно свободно и тождественно Тому, кого оно обозначает».

Как происходит откровение Имени?

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

(Шри Бхакти-расамрита-синдху: Пурва-вибхага, 2.234)

Хотя Имя, Форма, Качества и Игры Кришны не могут быть постигнуты материальными чувствами, они являют себя материальными чувствами в ответ на склонность (стремление) служить».

Глоссарий

абхидхея: средства достижения цели; практика преданности и, главным образом, стадия садхана-бхакти.

анартхи: заблуждения, желания бренного, оскорбления и слабость сердца.

анартха-нивритти: постепенное прекращение анартх и развитие ништхи.

апракрита: букв. «не бренное»; сверхъестественное, божественное, духовное; нечто, являющееся частью высшего измерения духовного существования или относящееся к нему; земля Игр Господа Кришны, которая, порой, напоминает бренный мир, но, тем не менее, «не является бренной».

апарадха: оскорбление; действие, противоречащее правилам, принципам или настроению преданности Господу; действие, которое не радует Господа; поклонение, не соответствующее определённым критериям.

асакти: привязанность; естественный ручи (вкус) к Господу и служению Ему.

бхаджана-крия: совершение практики преданности, такой как слушание, воспевание и служение, согласно указаниям Шри Гуру и садху.

бхакти: служение Верховному Господу исключительным образом и непрестанно ради Его счастья.

бхава (бхава-бхакти): преданность, образуемая духовной энергией Господа (самвит- и хладини-шакти), напоминающая луч солнца према-бхакти и растапливающая сердце ручи; вторая из трёх стадий бхакти, следующая за садхана-бхакти и предшествующая према-бхакти. 

гуру: букв. «тяжёлый»; наставник, учитель; тот, кто рассеивает тьму; форма, которую Верховный Господь принимает, чтобы распространять божественное знание. 

крама-патха: постепенный процесс; путь; путь, описанный Шрилой Рупой Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 4.15-6) как путь развития према-бхакти, который состоит из девяти общих стадий: шраддхи, садху-санги, бхаджана-крийи, анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти, бхавы, и, наконец, премы. Крама-патха также, в некоторых случаях, относится к постепенному процессу, посредством которого Господь последовательно открывает Себя как Свою наму, рупу, гуну, а затем лилу – Своё Имя, затем форму, затем качества, и, наконец, Свои Игры.

нама: букв., «имя»; Имя Верховного Господа; личностная форма Господа в виде Его Имени, тождественная Самому Господу.

ништха: постоянная занятость в служении Господу, свободная от анартх.

пракрити: материальная энергия.

пракрита: материальное начало, состоящее из материальной энергии или основанное на ней.

прайоджан: цель; высочайшее достижение: Шри Кришна-према.

према (према-бхакти): божественная любовь; в высшей степени интенсивная бхава, которая растопляет сердце и порождает интенсивные чувства любовной одержимости Господом.

рага: интенсивная естественная поглощённость объектом желаний, владыкой, объектом поклонения.

рагануга: тот, кто практикует рагануга-бхакти.

рагануга (рагануга-бхакти): преданность, в основе которой лежит следование преданности обитателей Враджи, чья преданность основана исключительно на раге.

раса: непостижимый, чудесный вкус в служении Господу, присутствующий в сердцах чистых преданных; рати (стхайи-бхава), привносимая в сердце благодаря слушанию, воспеванию и иным практикам преданности, и питаемая вибхавами, анубхавами, саттвика-бхавами и вйабхичари-бхавами.

расика: преданный в состоянии бхава-бхакти или према-бхакти, обладающий подлинным опытом расы.

рати: синоним бхавы и стхайи-бхавы.

ручи: подлинный вкус к Господу и служению Ему, возникающий на основе ништхи.

Рупа (Шри): Шрила Рупа Госвами, автор «Шри Бхакти-расамрита-синдху» и величайший знаток науки расы.

садхака: практикующий, особенно человек, совершающий практику садхана-бхакти.

садхана (садхана-бхакти): использование чувств в практике преданности , направленной на раскрытие вечной природы души; первая из трёх стадий бхакти, за которой следуют бхава-бхакти и према-бхакти. (Брс: 1.2.2).

садху: тот, кто привержен истине, то есть, предан Господу и служению Ему.

садху-санга: общение с садху и служение им; принятие стоп Шри Гуру своим прибежищем, получение посвящения от Шри Гуру и процесс обучения (под его началом) служению Господу и всему, что дорого Ему.

сахаджийаизм: подражательство; имитация поведения тех, кто обладает рати и переживает расу и/или ложная убеждённость в том, что у человека есть рати и он переживает расу, тогда как, в действительности, это не так.

самбандха-джнян: знание Верховного Господа, Его энергий и их взаимоотношений; фундамент практики преданности.

сиддханта: истинные заключения и представления; сущность учения садху и писаний.

шишйа: ученик; тот, кто следует определённой дисциплине.

шраддха: вера в истину откровения, порождаемая общением с садху; вера в то, что благодаря служению Кришне исполняются все обязанности и желания.

стхайи-бхава: «базисная» рати к Кришне, которая может представать в одной из пяти первичных форм: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура [пассивное почитание, служение, дружба, отношение в духе любящей опеки и отношение в духе тайной возлюбленной].

ваидхи: нечто, основанное на указаниях священных писаний.

ваидхи-бхакти: садхана-бхакти, основанная на указаниях и запретах священных писаний (а не на раге).

, ,

Возврат к списку