Путь Радости

Путь Радости

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж напоминает преданным об истинном предназначении знания.

Преданный: Когда живые существа приходят в махат-таттву, все ли они начинают свой путь с одной и той же формы жизни, или формы жизни разные?

Шрила Шридхар Махарадж: Концепция общего и смутного характера развивается в индивидуальные концепции. Из махат-таттвы возникает индивидуальноть.

Преданный: Таким образом, речь может идти о разных формах жизни, не об одной?

Преданный: Живое существо становится Брахмой? Становится муравьём? Становится лягушкой? Становится птицей? Кем оно становится?

Шрила Шридхар Махарадж: В махат-таттве, в зародыше пребывают все возможности. В их не дифференцированном состоянии они не могут быть распознаны. Мы видим производные этих форм в нашей повседневной жизни – в махат-таттве они пребывают в концептуально микроскопическом состоянии, не поддающемся определению. После махапралая, полного перехода феноменального мира в непроявленное состояние, когда творение переходит в стадию пракрити, нечто, подобное водной субстанции, оно сохраняется – как целое в его зародыше. Мне рассказывали, что в Японии создаётся библиотека, в которой можно будет хранить великое множество книг, напечатанных настолько миниатюрным шрифтом, что его чтение невозможно даже с помощью микроскопа.

Преданный: Это называется «микрофильм».

Шрила Шридхар Махарадж: Микрофильм – большого объёма книга может занимать совсем мало места. Да, нечто в этом роде. В пракрити все реалии присутствуют, будучи неразличимы. Однако Верховный Господь и уполномоченный Им посредник способны различать любую реалию, где бы она ни находилась. Но ни знание, ни переживание реалий, находящихся в вышеописанном состоянии, невозможны для тех, чьи способности восприятия ограничены – поскольку эти реалии находятся в зачаточном состоянии. Мы можем сказать, что возможность принимать различные формы для живого существа настолько микроскопична, что не может быть воспринимаема. Опять же, когда феноменальный мир постепенно расширяется, увеличиваясь в своих масштабах, мы видим как живое существо принимает множество форм. В рамках нашего повседневного опыта мы видим как дифференциация возникает из не-дифференцированного. В семени заключено огромное дерево. Возможность дерева существует в семени, которое, прибегая к помощи окружающего мира, порождает огромное дерево. Нечто в этом роде. Как именно это происходит, мы не знаем.

Однако чрезмерное любопытство в отношении того, что не существенно, вредит преданности. Поэтому Брахма говорит:

гйане прайасам удапасйа наманта эва

дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир

йе прайашо джита джито ’пй аси таис три-локйам

(Шримад-Бхагаватам 10.14.3)

["О, непобедимый Господь, Тебя уверенно покоряют личности, напрочь отвергающие любые усилия, направленные на достижение знания, живущие в обществе садху, и посвящающие свои тела, умы и слова повествованиям о Тебе, которые они слышат от садху".]

Бхагаватам отвергает такого рода знание, основанное на анализе. Подобное познание – это дурная бесконечность. Если ты решишь идти этим путём знания (гйана-марг), то это не поможет тебе достичь истинной цели. Тебе поможет вера. Путь знания может отчасти помочь тебе укрепить веру в начале (мадхйам-адхикар), но истинная помощь придёт из измерения веры. Сам Брахма сказал:

джананта эва джананту ким бахуктйа на ме прабхо

манасо вапушо вачо ваибхавам тава гочарах

(Шримад Бхагаватам: 10.14.38)

«Личности, чрезвычайно гордые своим интеллектом, могут знать многое. Пусть они хвастаются плодами своих познаний. Однако моё заключение таково: «О, Господь, я ничего не знаю. Ты безграничен. Твои пути, каждое Твоё движение имеют природу безграничного».

Таким образом, это скорее безумие – пытаться понять пути и природу Господа. Покорность и стремление обрести Его милость – молитва о Его милости – вот верный путь, ведущий к нашей желанной цели.

Пусть другие гордятся знанием, приходящим в результате анализа тех или иных явлений. Нет этому конца. Если ты станешь на протяжении многих жизней изучать песчинку, то будет бесконечный процесс. Не стоит обращаться в этом направлении. Это погоня за фантасмагорией (буквально – «преследование диких гусей»). Идите прямым путём – то есть, прибегните к посредничеству любимого ученика Господа и начните совершать служение в тех объёмах, которые вам позволят. Постепенно вы достигнете ананда-марга [пути радости].

Сат, чит и ананда [энергия, сознание и радость]. От чит ступайте непосредственно к ананде. Не тратьте силы на чит и сат. Вы желаете ананды: полноты, экстаза. Так постарайтесь же начать путешествие непосредственно к ананде, отвергая сат и чит. На пути к ним, до известной степени, следует прибегать к помощи сат и чит. Принимайте ровно столько, сколько необходимо, и избегайте остального. Не следует осуществлять какие бы то ни было амбиции в обществе иных явлений. Ваша внутренняя глубинная жажда обращена к ананде, расам, сукхам, счастью. Так совершайте же путешествие непосредственно к ананде, к Кришне. Это возможно благодаря преданности и жертвенности, благодаря вере. 

, ,

Возврат к списку