Вайшнав – альфа и омега

Вайшнав – альфа и омега

В честь Шри Нрсимха-чатурдаши мы представляем два стиха из Храма Любви и Нежности. Эти стихи особенно актуальны в контексте данного праздника. 

В день Шри Нрсимха-чатурдаши в 1947 Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж обрёл пристанище лотосных стоп Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа. Ниже приведена транскрибация лекции, которую он дал здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Набадвипе, в 2006. В ней он описывает эти события и рассказывает о некой шлоке, которая убедила его оставить былой образ жизни и навсегда примкнуть к обществу преданных. Эту шлоку выгравировали  на стене Храма Любви и Нежности, учитывая ту важную роль, которую она сыграла в божественной жизни Шрилы Говинды Махараджа.

Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж:

«Брахмачари из нашего Матха приехали проповедовать в Надан-гхат, где я с ними встретился и стал общаться. Там был брахмачари по имени Сударшан. Он буквально меня околдовал. Я обратился. Сейчас я думаю, как это могло случиться? Это милость Господа Кришны. Мне нравился Господь Шива, но Кришна был моим сердцем и душой, Шри-Шри Радха-Кришна. Поклонение Им было моей семейной традицией и моим образом жизни. Однако посредине пребывал Господь Шива. Я думаю, что Он был подобен Гуру для меня. Сейчас я считаю именно так.

В то время я не понимал всего этого, но сейчас думаю, что Сударшан Брахмачари наслал на меня иллюзию. В группе, посланной проповедовать в Надан-гхат, было пять или шесть брахмачари, и их проповедь меня привлекла. Однако тот брахмачари побудил меня на время отказаться от мирской жизни, и я стал свободен. Оставив всё, я направился в Набадвип, к Шриле Гуру Махараджу. Я думаю, что, в конечном счёте, то была милость Господа Кришны и Господа Шивы. Прежде моего рождения мой отец пообещал Шиве: «Если ты пошлёшь мне сына, то я сделаю из него санньяси, когда ему исполнится шестнадцать лет».

Я слышал об этом обещании отца, но в момент встречи с преданными я ничего о нём не помнил, я поддался очарованию Сударшана Прабху. Позже я всё вспомнил, но в то время не сознавал происходящее. Сударшан Прабху процитировал мне шлоку из Шримад Бхагаватам:

гурур на са сьят сва-джано на са сьят

пита на са сьядж джанани на са сьят

даивам на тат сьян на патиш ча са сьян

на мочайед ях самупета-мритьюм

(Шримад Бхагаватам:  5.5.18)

 «Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные».

Я не знаю, что я понял. Но мне очень понравились эти слова. И я также не знаю, как сумел освободиться от материальной иллюзии. Я не в силах почувствовать, что послужило тому причиной. Моё окончательное понимание таково, что то была иллюзия Господа Шивы. А Господь Кришна улыбался, видя её. А Шрила Гуру Махарадж дал мне, в конце концов, пристанище.

Храм Любви и Нежности, Стих 6

гурур на са сьят сва-джано на са сьят

пита на са сьядж джанани на са сьят

даивам на тат сьян на патиш ча са сьян

на мочайед ях самупета-мритьюм

(Шримад Бхагаватам:  5.5.18)

В своей статье «Смиреннее травинки» Шрила Бхакти Сиддханти Сарасвати Тхакур так прокомментировал этот стих: «Тот гуру – не Гуру, тот отец – не отец, та мать – не мать, тот девата (бог) – не девата, тот родственник – не родственник, кто не способен спасти нас из пасти смерти, кто не способен дать нам вечную жизнь, кто не может спасти нас от невежества смерти в форме привязанности к этому материальному миру…  ….[Те обманщики], что не могут вызволить нас из челюстей смерти, способны лишь обманывать нас непродолжительное время».

Сегодня у нас проходит фестиваль в честь Шри Нрсимха-чатурдаши, посвящённый, главным образом, славе Прахлада Махараджа и природе Господа, который покорен Своим преданным и естественным образом вдохновлён рассказывать миру об их славе и защищать от всего, что может повредить их настроению и практике преданности. Как сообщает Шримад Бхагаватам, Господь Нрсимхадев появился из колонны во дворце Хираньякашипу, сатйам видхатум ниджа-бхритйа-бхаситам (Шримад Бхагаватам: 7.8.17), чтобы подтвердить вечную истинность утверждений Его преданных (о Нём).

В свете этого, мы представляем основные положения учения Прахлада Махараджа. Эти стихи звучали в лекциях Шрилы Говинды Махараджа и Шрилы Шридхара Махараджа, и занимали важное место в проповеди Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Махараджа. Третий из этих стихов был выгравирован на Храме Любви и Нежности.

[Эти переводы содержат смысл стихов, а также идеи, почерпнутые из комментариев Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.]

матир на кришне паратах свато ва

митхо 'бхипадйета гриха-вратанам

аданта-гобхир вишатам тамисрам

пунах пунаш чарвита-чарвананам

(Шримад Бхагаватам: 7.5.30)

«О, отец! Сердца людей, привязанных к материалистичной семейной жизни (гриха-врата), сердца материалистов, привязанных к мирским наслаждениям и не ведающих о трансцендентном, никогда не становятся преданы Кришне. Ни советы других, ни их собственные усилия, ни сочетание того и другого – ничто не в силах их изменить. Подобные люди, увлекаемые напором своих неконтролируемых чувств, падают в ужасающую тьму ада (в имеющий природу страдания мир повторяющихся рождений и смертей, самсару; во тьму неведения) и вновь и вновь (постоянно, подобно жвачным животным) жуют то, что уже было пережёвано («жуют» преходящие радости и боли материального существования)».

 на те видух свартха-гатим хи вишнум

 дурашайа йе бахир-артха-манинах

 андха йатхандхаир упанийаманас те

 'пиша-тантрйам уру-дамни баддхах

    (Шримад Бхагаватам 7.5.31)

«Подобные личности, с низкими сердцами и привязанные к бренному, считающие внешний мирской опыт (опыт физических чувств) исчерпывающим (и принимающие других, аналогичным образом привязанных к бренному и преследующих мирские цели людей своими поводырями (гуру)), никогда не в силах понять, что Всевышний Господь Шри Вишну является высшей целью всех джив-душ (и единственным пристанищем святых душ, стремящихся к достижению высшей цели жизни (Бхагават-премы)). Подобно тому, как одних слепцов ведут другие слепцы (неспособные понять, каков истинный путь и падающие в ров), эти люди связаны крепкими верёвками материальной природы Господа. Все подобные люди, подобно ослам, которых верёвками привязывают к их труду, остаются связаны в измерении мирской деятельности (кармы) – эти люди остаются вовлечены в корыстную деятельность, связаны в рамках своих социальных ролей в качестве брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр и так далее, длинными верёвками (разделов карма-канды) Вед, которые вдохновляют обусловленные души стремиться к дхарме (благочестию), артхе (богатству) и каме (мирскому наслаждению)».

Храм Любви и Нежности, Стих 7

наишам матис тавад урукрамангхрим 

спришатй анартхапагамо йад-артхах

махийасам пада-раджо-'бхишекам 

нишкинчананам на вринита йават         

(Шримад Бхагаватам: 7.5.32)

"До тех пор, пока все подобные личности, которые сознательно стремятся к мирским достижениям (гриха-врата), не омываются в пыли лотосных стоп великих преданных (парамахамс, нишкинчана Вайшнавов, отвергнувших все мирские желания, стремления, деятельность, отношения и тому подобное, лишённых мирского эгоизма, полностью преданных Господу и наделённых чистой преданностью Ему); до тех пор, пока материалисты не принимают пристанище и руководство таких преданных Господа, их сердца никогда не соприкасаются с лотосными стопами Всывышнего Господа Урукрамы, уничтожающими все анартхи (глубоко укоренённые желания материальных благ, которые служат помехой чистой преданности и порождают непрестанные страдания в материальном мире), и потому анартхи таких людей никогда не исчезают, и их сердца так и не могут стать преданными Господу".

Этот стих занимает очень важное место в сиддханте Рупануга Сампрадайи, и смысл этого стиха, самая суть, таков:

Анартхи обусловленных душ никогда не исчезают, и они, эти души, никогда не обретают пристанище лотосных стоп Господа.

Эта духовная истина приводит к заключению, согласно которому обусловленная душа должна предаться и служить Шри Гуру и Вайшнавам всем своим существом, с верой рассматривая их прибежище как даже более существенное, нежели прибежище Самого Господа.

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил в своём комментарии на этот стих, что преданное служение Гуру-Вайшнаву, совершаемое с подобной верой, приводит к совершенству – разрушению всех анартх и явлению чистой преданности в сердце (йасйа деве пара бхактир йатха деве татха гурау тасйаите катхита хй артхах пракашанте махатманах).

В своих наставлених Шриле Санатану Госвами Прабху Шриман Махапрабху объяснил смысл этого стиха (слов Прахлады Махараджа) так:

    махат-крипа вина кона карме ‘бхакти’ найа

    кршна-бхакти дуре раху, самсара нахе кшайа

       (Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья, 22.51)

«Без милости чистых преданных невозможно обрести даже освобождение от материальных привязанностей и выбраться из бесконечного круговорота рождения и смерти, что же тогда говорить о кришна-бхакти».

Храня в своих сердцах подобные уникальные идеи Учения Чистой Преданности, содержащиеся в священных писаниях, мы молим в этот день о милости Прахлада Махараджа и милости чистых преданных в его линии, о безраздельном отдании себя Господу (нашей Гуру-варге), считая связь с ними альфой и омегой наших жизней. 

, , , , , , ,

Возврат к списку