О природе святого места

О природе святого места

Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет превосходство Вайшнава-севы над паломничеством.

В разделе Упадеш («Наставление») Шри Кальяна-калпа-тару (1.14)  присутствует следующая песня:

мана, туми тиртхе сада рата

айодхйа, матхура, майа, каши, канчи, авантийа

дваравати ара ачхе йата [1]

О, ум, ты всегда привязан к святым местам, таким как Айодхья, Матхура, Харидвар, Каши, Канчи, Аванти и Дварака. 

туми чаха бхрамибаре, э сакала баре баре,

мукти-лабха карибара таре

се сакала тава бхрама, нирартхака паришрама,

читта стхира тиртхе нахи каре [2]

Ты стремишься вновь и вновь посещать эти святые места с целью обрести свободу. Все подобные путешествия суть твоя фантазия; это не более чем тщетные усилия. Святые места не сделают твоё сердце целеустремлённым. 

тиртха-пхала садху-санга, садху-санге антаранга

шри-кришна-бхаджана манохара

йатха садху, татха тиртха, стхира кари’ ниджа читта,

садху-санга кара нирантара [3] 

Целью посещения любых святых мест служит общение с садху. Тесно общайся с садху и служи Кришне всякий раз, когда садху присутствуют в святом месте. Сделай сердце целеустремлённым  и постоянно общайся с садху.

йе тиртхе вайшнава наи’, се тиртхете нахи йаи,

ки лабха хантийа дура-деша

йатхайа вайшнава-гана, сеи стхана вриндавана,

сеи стхане ананда ашеша [4]

Не ходи в «святые места», в которых нет Вайшнавов. Какое благо несёт посещение таких отдалённых мест? Любое место, в котором присутствует Вайшнав, есть Вриндаван и обитель безграничной радости. 

кришна-бхакти йеи стхане, мукти-даси сеикхане,

салила татхайа мандакини

гири татха говардхана, бхуми татха вриндавана

авирбхута апани хладини [5] 

Там, где есть преданность Кришне, освобождение пребывает в роли служанки. Там вода — воды Ганги, горы — Говардхан, а земля — Вриндаван. Там лично пребывает хладини-шакти. 

винода кахичхе бхаи, бхрамийа ки пхала паи,

вайшнава-севана мора врата [6] 

Винод говорит: «О, брат, какое благо в странствиях? Мой обет — служить Вайшнавам».

Возврат к списку