Поклонение Шриле Бхакти Виноду Тхакуру

Поклонение Шриле Бхакти Виноду Тхакуру

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж прославляет Шрилу Бхакти Винода Тхакура, объясняя его связь со Шрилой Гададхаром Пандитом и его поклонение Шри Шри Гауру-Гададхару в Надия-лиле. 

Сегодня – день ухода Шрилы Бхакти Виноды Тхакура, и я попытаюсь отчасти описать славу Шрилы Бхакти Виноды Тхакура. Когда Шрила Гуру Махарадж был в Шри Гаудийа Матхе, за несколько лет до того, как он принял саннйас, он написал санскритскую поэму в память о Шриле Бхакти Виноде Тхакре, «Бхакти Винод Вираха Дашакам». Шрила Гуру Махарадж не написал в первую очередь некое произведение о Шриле Сарасвати Тхакуре. Он хотел привлечь Шрилу Сарасвати Тхакура, поэтому вначале он написал нечто о Шриле Бхакти Виноде Тхакуре. Он предложил свою поэму руке Шрилы Сарасвати Тхакура, и Шрила Сарасвати Тхакур начал пристально изучать поэму. Но, прочитав три или четыре стиха, Шрила Сарасвати Тхакур позабыл свою пристальность, и сказал: «Это написано в самом прекрасном стиле». Прочитав всю поэму, Шрила Сарасвати Тхакур, очень счастливый, сказал: «После меня будет некто в этом мире, кто способен совершенным образом нести флаг Махапрабху в линии Рупануга сампрадайи. Видя это, я очень счастлив». С того дня Прабхупад Сарасвати Тхакур совершенно изменил своё восприятие Шрлы Гуру Махараджа, а впоследствии он не раз проверял качества Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Сарасвати Тхакур был очень счастлив, видя, что линия Гуру-парампары продолжится.

В «Бхакти Винод Вираха Дашакам» Шрила Гуру Махарадж очень лаконично представил всю полноту истины о Шриле Бхакти Виноде Тхакуре. Позже Шрила Гуру Махарадж сказал: «Эта поэма стала причиной того, что мне была доверена Рупануга сампрадайа». Последний стих прекрасен.

ква̄хам̇ манда-матис тв атӣва-патитах̣ ква твам̇ джагат-па̄ванах̣

бхо сва̄мин кр̣пайа̄пара̄дха-ничайо нӯнам̇ твайа̄ кш̣амйата̄м

йа̄че ’хам̇ карун̣а̄-нидхе! варам имам̇ па̄да̄бджа-мӯле бхават-

сарвасва̄вадхи-ра̄дхика̄-дайита-да̄са̄на̄м̇ ган̣е ган̣йата̄м

(Шримад Бхакти Винод Вираха Дашакам: 10)

«Кто я? Я – самая неудачливая обусловленная душа. Я – очень падшая душа, но Ты – Патит Паван, Вайшнава Тхакур [великий Вайшнав, спаситель падших]. Если я совершил какие-либо оскорбления, создавая эти стихи, то, пожалуйста, прости меня. Я молюсь у твоих лотосных стоп о мощи, необходимой, чтобы следовать моему возлюбленному, Шриле Сарасвати Тхакуру, и выполнять его указания в качестве его дорогого спутника. Так я молюсь о том, чтобы ты посчитал меня членом твоей сампрадайи».

Шрила Гуру Махарадж сказал, что, в то время как Прабхупад Сарасвати Тхакур читал этот стих, он, прежде всего, обратил внимание на то обстоятельство, что в завершение поэмы Шрила Гуру Махарадж просит Бхакти Винода Тхакура о даре (йа̄че ’хам̇ карун̣а̄-нидхе! варам имам̇). Шрила Прабхупад подумал: «О каком благословении он просит? Неужели он решил всё испортить в самом заключении поэмы?» Но когда Шрила Прабхупад увидел там своё имя, Варшабханави Дайита Дас (Радхика-дайита-дасанам), и понял, что Шрила Гуру Махарадж молился исключительно о том, чтобы быть задействованным в служении ему, то  был крайне счастлив. Он принял молитву Шрилы Гуру Махараджа и дал ей очень высокую оценку. Таким образом, Шрила Гуру Махарадж написал множество стихов о Шриле Бхакти Виноде Тхакуре.

Существует знаменитый стих о Шриле Бхактивиноде Тхакуре:

намо бхакти-винодайа сач-чид-ананда-намине

гаура-шакти сварупайа рупануга-варайа те

 «Я предлагаю поклоны Шриле Саччидананде Бхакти Виноду Тхакуру. Он – олицетворённая любовь Шри Гауранги Махапрабху и великий Вайшнав в Рупануга сампрадайе».

Шрила Бхакти Винод Тхакур совершил великую севу сампрадайе Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Бхакти Винод Тхакур явился в то время, когда сампрадайа находилась в очень тяжелом положении. Он родился в округе Надия в Западной Бенгалии, в Уле, рядом с Кришнанагаром и Пхулией, где находился бхаджан-кутир Харидаса Тхакура. Позже Шрила Бхакти Винод Тхакур явил себя как великого преданного Шри Чайтаньи Махапрабху. От Имени Махапрабху Шрила Бхакти Винод Тхакур  старался установить подлинное сознание Кришны, и пытался очистить сампрадайю Чайтаньи Махапрабху. Он жил в период испытаний.

а̄ула, ба̄ула, карта̄бхаджа̄, нед̣а̄, даравеш́а, са̄н̇и

сахаджийа̄, сакхӣбхекӣ, сма̄рта, джа̄та-госа̄н̃и

атива̄д̣ӣ, чӯд̣а̄дха̄рӣ, гаура̄н̇га-на̄гарӣ

тота̄ кахе, эи тера’ра сан̇га на̄хи кари

(Тота Рам Дас Бабаджи)

В то время апасампрадайи [отклонившиеся секты, псевдо-последователи Чайтаньи Махапрабху] были очень влиятельны. Аула, баула, и особенно картабхаджа сампрадайи были весьма популярны в Уле. С самого детства Бхакти Винод Тхакур наблюдал их деятельность и категорично их отвергал. И, когда он явил свою форму преданного Махапрабху, то вначале попытался исправить ошибки апа-сампрадай и утвердить истинную сампрадайю Чайтаньи Махапрабху.  Ещё раньше Тота Рам Дас Бабджи попытался распознать и отвергнуть эти апасампрадайи, но Бхакти Винод Тхакур явился и показал всем истинную природу совершенного преданного в линии Рупануга сампрадайи. Он совершал всяческие усилия, направленные на искоренение апасампрадай, но делал это крайне сдержанно, никогда не идя на прямой конфликт.

Жизнь Шрилы Бхакти Винода Тхакура содержит многочисленные примеры этого. Когда он находился в Джаганнатх Пури, то один очень видный йоги по имени Висакишан, член ативади апасампрадайи, провозгласил себя Самим Кришной и утверждал, что явился в образе Висакишана, чтобы сражаться с британским правительством. Он обещал начать революцию на четырнадцатый день месяца Чаитра.

В то время он совершил в деревнях множество аморальных поступков, и британское правительство поручило Бхакти Виноду Тхакуру решить, что с ним делать. Бхакти Винод Тхакур встретился с ним. Висакишан был великим йоги, и, увидев Бхакти Винода Тхакура, он сказал: «О, мне известна цель твоего визита. Но ты – один из моих великих преданных, я не причиню тебе вред. Ты можешь обрести пристанище у моих стоп». Шрила Бхакти Винод Тхакур спросил: «Если ты всё знаешь, то каково твоё представление о Чайтанье Махапрабху?» Висакишан сказал: «Чайтанья Махапрабху – один из моих великих преданных». Услышав это, Бхакти Винод Тхакур решил, что Висакишан был обманщиком. Опираясь на этот ответ, Бхакти Винод Тхакур оценил качества этого человека и пришёл к мнению, что тот был мошенником. Бхакти Виноду Тхакуру было известно, что Висакишан не обладает неким подлинным сознанием.

Тогда Бхакти Винод Тхакур пригрозил ему: «Если ты начнёшь революцию, я арестую тебя». На следующий день Бхакти Винод Тхакур вернулся, и Висакишан продемонстрировал множество вибхути [магических способностей], но Бхакти Винод Тхакур насильно арестовал его и посадил в тюрьму. Британские власти поручили Бхакти Виноду Тхакуру вынести ему приговор. Как в тюрьме, так и в суде Висакишан совершил множество чудес. Бхакти Винод Тхакур три раза давал ему шансы исправиться или подвергнуться наказанию, но последний напал на Бхакти Винода Тхакура. За день до того, как должен был состояться суд над ним, Висакишан стал грозить Бхакти Виноду Тхакуру: «Ты планируешь завтра вынести приговор, но ты не сумеешь войти в зал судебных заседаний». Бхакти Винод Тхакур ответил: «Мы увидим завтра». Когда Бхакти Винод Тхакур вернулся домой, то увидел, что его сыновья и дочери, вся его семья – все страдали от тяжелой диареи. Он вызвал врача, который помог им, дав лекарства, но затем он сам начал чувствовать жар и боль в теле. На следующее утро он не мог ходить или даже встать с постели. Тем не менее, он сказал: «Сегодня я отправлюсь в суд и вынесу приговор. Я должен пойти.  Найдите паланкин и отнесите меня».

 У него была очень высокая температура, он чувствовал боль во всём теле, однако заявил: «Сегодня я должен осудить этого йоги». Когда он переступил порог зала судебных заседаний, то жар и боль полностью исчезли. Он сел в кресло и сказал Висакишану: «Что ты намерен делать? Изменишь ли ты свою позицию?» Видя Бхакти Винода Тхакура, Висакишан сказал: «О, ты так и не понял, кто я? Что случилось с тобой вчера? И что случилось сегодня? Ты по-прежнему не понимаешь кто я?»

Бхакти Винод Тхакур заметил: «Я могу понять, кто ты. Ещё в тот день, когда я спросил тебя о положении Чайтаньи Махапрабху, я понял, кто ты». Тогда Висакишан исторг из своих волос сноп огня, достигший середины зала. Бхакти Винод Тхакур сказал: «Я присуждаю этому человеку шесть месяцев тюремного заключения. Отведите его в тюрьму, но прежде этого отрежьте ему волосы».

Он отдал такой приказ, но кто бы обрезал йоги волосы? Никто не желал касаться волос Висакишана после того, как они видели, как он выпускает из волос огонь. Тогда Бхакти Винод Тхакур призвал одного сахиба, западного человека, и попросил: «Вы способны касаться его; отрежьте его волосы». Когда этот западный человек стал к нему приближаться, Висакишан всячески ему грозил, но тот сохранял спокойствие. Он схватил Висакишана за волосы и отрезал их. Затем Висакишана поместили в тюрьму. Находясь там, он постился; в конце концов, Бхакти Винод Тхакур лично явился в тюрьму и предложил ему: «Я позабочусь о том, чтобы тебя выпустили через шесть месяцев; ты можешь покинуть тюрьму и вновь вести нормальную жизнь, если только откажешься от своих взглядов». Висакишан не послушал его и, в конце концов, умер от истощения, находясь в тюрьме. Такова история Висакишана.

Тот исторический период был порой испытаний. Сахаджийа сампрадайа и джати-гошани сампрадайа захватила всю Бенгалию, даже всю Индию, можно сказать. Когда Шриле Сарасвати Тхакуру было двенадцать лет, Чаран Дас Бабаджи, известный «сиддха-маха-пуруш» [так называемая совершенная душа] иногда бывал гостем в доме Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Он навещал Бхакти Винода по двум причинам. Во-первых, слава Шрилы Бхакти Винода Тхакура была безгранична. Даже Гаура Кишор Дас Бабджи Махарадж, который был истинным сиддха-маха-пурушем и великим аскетом, приходил к Шриле Бхакти Виноду Тхакуру и слушал его объяснения Шримад Бхагаватам.  Во-вторых, Бхакти Винод Тхакур был работником муниципалитета с безупречной репутацией и правительственным чиновником. Таким образом, положение Шрилы Бхакти Винода Тхакура было высоким во всех отношениях, и потому Чаран Дас Бабджи посещал Бхакти Винода Тхакура ради своего блага. Шрила Бхакти Винод Тхакур не говорил ему прямо: «Не приходи ко мне», но подвергал критике деятельность Бабаджи. Однако Чаран Дас Бабджи продолжал свои визиты, даже несмотря на неё.

Однажды Прабхупад Сарасвати Тхакур увидел, как этот Чаран Дас Бабаджи пришёл к Бхакти Виноду Тхакуру в гости, и они беседуют. Находясь на самом почтительном расстоянии, Шрила Сарасвати Тхакур предложил Шриле Бхакти Виноду Тхакуру свой дандават пранам. Он не приблизился к Бхакти Виноду Тхакуру, чтобы предложить свой дандават, но предложил его издали. В ту пору ему было всего двенадцать лет. Чаран Дас Бабаджи увидел, как Шрила Прабхупад это делает, и спросил у Бхакти Винода Тхакура: «Кто этот мальчик? Он очень красив. Почему он не приближается к нам? Почему он предлагает дандават издалека?»

Шрила Бхакти Винод Тхакур ответил: «О, этот мальчик – мой сын, но он непоколебимо следует сознанию Кришны и крайне осторожен в отношении сахаджийаизма. Он поклялся держаться на расстоянии пятидесяти метров от любого сахаджийи, а Вы – паква [образцовый] сахаджийа». Слыша это, Чаран Дас Бабджи устыдился. Бхакти Винод Тхакур продолжал: «Каждый день он приходит сюда, чтобы предложить мне дандават. Но сегодня здесь Вы, и потому так он избегает сахаджийю. Он очень юн». Чаран Дас Бабджи был главой сахаджийа сампрадайи, и с того дня он и все члены этой сахаджийа сампрадайи знали, что в будущем Шрила Сарасвати Тхакур станет великим Ачарьей в Рупануга сампрадайе.

Впоследствии Шрила Сарасвати Тхакур неуклонно следовал Шриле Дживе Госвами, и попытался  сокрушить сахаджийаизм и иные апасампрадайи. Шрила Прабхупад стремился утвердить подлинную концепцию Кришны, сознание Кришны в линии Шрилы Рупы Госами. Он испытывал величайшую ненависть к сахаджийазму. Прабхупад Сарасвати Тхакур учил, что Шрила Бхакти Винод Тхакур был паршадом [вечным спутником] Гауранги Махапрабху, и что никто не в силах оценить, насколько возвышенна концепция, которую он дал.

Бхакти Винод Тхакур написал множество книг: Кришна-самхиту, Бхагават-арка-маричи-малу, Чайтанья-шикшамриту, Джайва-дхарму, Датта-каустубху и множество других книг. Но мы можем сказать, что его особенный дар заключён в его песнях. Он написал множество песен, входящих в состав таких сборников как Шаранагати, Гитавали, Кальяна-калпа-тару, Гита-мала, Ямуна-бхававали и других. Благодаря его песням, мы можем понять центральную истину всех писаний. Если бы из бренного мира исчезли все писания, но остались бы песни Шрилы Бхакти Винода Тхакура, то мы всё равно обрели бы всё. Его песни содержат всю полноту истины.

К счастью, в то время, когда я присоединился к Шриле Гуру Махараджу, он дал мне указание выучить тридцать две песни из «Шаранагати». Шрила Гуру Махарадж всегда стремился слушать песни Бхакти Винода Тхакура. В Чайтанья Сарасват Матхе поют буквально несколько песен Шрилы Нароттама Тхакура, одну или две песни других Вайшнавов, и одну песню Видйапати. Но все песни Бхати Винода Тхакура поют в Чайтанья Сарасват Матхе, поскольку его песни содержат всё. Шрила Гуру Махарадж сказал мне, что в песнях Шрилы Бхакти Винода Тхакура я найду всё.

Преданный: Шрила Махарадж, на днях Вы рассказывали, что Шрила Сарасвати Тхакур учредил поклонение Нимаю Пандиту, но не поклонение Юга-аватаре Шри Чайтаньи Махапрабху. Также, я слышал о Гауранараян-аватаре. Чем различаются эти формы Господа, и почему мы поклоняемся именно так?

Шрила Говинда Махарадж: В действительности, это не Гауранараян. Подобные вопросы рождаются лишь у западных преданных. Я прославляю западных преданных за это, поскольку их поиск столь разнообразен. Но этот вопрос затрагивает высокий уровень, очень высокий уровень.

В сердце Шрилы Бхакти Винода Тхакура лила Махапрабху проявилась в полной мере, и он всегда помнил эту лилу. Тем не менее, Шрила Бхакти Винод Тхакур был очень привязан к Надиа-лиле Махапрабху. Он испытывал к ней особое влечение. Его привлекали все лилы Махапрабху, но его избранной лилой, которой он поклонялся, была Надиа-лила Махапрабху. Мы различаем три формы Кришны: Кришна, который играет в Двараке; Кришна, играющий в Матхуре, и Кришна, играющий во Вриндаване. Мы – поклонники Кришны Вриндавана, а не Кришны Матхуры или Двараки. Почему? Существуют разные расы и разные типы поведения, когда речь идёт о разных формах Кришны.

Шри Чайтанья Махапрабху имеет различные формы в Своей лиле, подобно Господу Кришне. Ши Чайтанья Махапрабху явился в этом бренном мире и совершал Игры спасения джив-душ и распространения Кришна-премы. Это Юга-аватар лила Махапрабху. В действительности, Махапрабху есть иная форма Шри Шри Радхи-Кришны, тождественная Им. Кришна принял бхаву и канти Шримати Радхарани и явился в форме Шри Чайтаньи Махапрабху, и попробовал вкус настроения служения Своей верховной служанки, Шримати Радхарани. И, когда Махапрабху совершал Свою Надиа-лилу, то Он являл Свою особую форму. До двадцати четырёх лет Махапрабху демонстрировал Свою грихастха-лилу в Набадвипе. Эта Надиа-лила Махапрабху есть Гупта Вриндаван-лила Кришны. Шрила Бхакти Винод Тхакур очень любил эту лилу и поклонялся ей.

Шрила Бхакти Винод Тхакур и другие преданные очень привязаны к Набадвип лиле Панча-Таттвы.Там Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Гададхар Пандит, Шривас Пандит и все преданные играют с Махапрабху. Иногда рано утром Махапрабху, сопровождаемый всеми преданными, идёт на Гангу совершать омовение. Они ходят по берегам Ганги и по округе, очень счастливые, и танцуют и поют Харе Кришна махамантру. Затем Господь идёт в Ишодйан, в обществе Своих преданных, и совершает санкиртан. Каждый день в саду расцветают новые цветы и созревают фрукты, а в полдень там происходит пир. Господь ест в саду в обществе всех Своих преданных. Каждый вечер Господь приходит в дом Шриваса Пандита, чтобы совершать киртан. Преданные совершают киртан всю ночь, и Махапрабху танцует в их среде, демонстрируя им Свою махабхаву. Так Господь совершает  многие лилы в Набадвипе.

Когда Шри Чайтанье Махапрабху было двадцать четыре года, Он покинул Маяпур и принял санньяс. В Маяпуре все, счастливые, служили Господу. До того как Он принял санньяс, Его эксклюзивные преданные всегда оставались рядом с Ним. После того, как Он принял санньяс, преданные Надии лишились такой возможности. Они уже не могли общаться с Ним столь же тесно, как во время Его грихастха-лилы. Преданные Махапрабху всегда служили Господу и предлагали Ему пищу. Даже очень бедные люди были в состоянии служить Ему. В Надиа-лиле Господь пребывал в очень, очень радостном настроении – Он всегда был полон радости, воспевая Харе Кришна махамантру в обществе Своих преданных.

Санньяс-лила Махапрабху полна аскезы. Он демонстрировал Своим преданным и всему миру Свою отрешённость. Он в полной мере соблюдал все обычаи и традиции санньяси. Он не пользовался постелью, никогда не использовал масло и так далее. Его преданные постоянно страдали, видя, как Он совершает подобные аскезы. В особенности Джагадананда Пандит не терпел санньяс-лилу Махапрабху. Подобно Джагадананде Пандиту, Шрила Бхакти Винод Тхакур не в силах был терпеть зрелище тех аскез, которые Господь совершал в течение Своей санньяс-лилы.

Когда Махапрабху вернулся из Нилачала в Коладвип в Набадвипе, после пяти лет саннйаса, то Он остановился в доме Видья Вачаспати Мишры, старшего брата Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Махапрабху не навещал Свою родную деревню, Маяпур. Он приходил в Кулию из Коладвипа, где присутствует наш Шри Чайтанья Сарасват Матх.

Он не перебирался на другую сторону Ганги, чтобы навестить Маяпур. Обитатели Маяпура приходили к Нему в Коладвип, но в то время они не могли общаться с Ним в полной мере. Махапрабху оставался там в течение всего лишь двух или трёх дней, и тысячи людей собирались там, чтобы увидеть Его.

Махапрабху нуждался в защите, оставаясь там, и Его всячески оберегали. Любой, кто приходил, желал войти в дом Видья Вачаспати, чтобы увидеть Господа, и если бы всем позволили входить, то эти толпы легко разрушили бы дом, поскольку там было так много людей. Таким образом, обитатели Маяпура могли лишь на большом расстоянии обретать даршан Господа. Находясь очень далеко от Господа, они предлагали Господу свои дандаваты и возвращались домой.

Вспоминая эту Игру и Игры Махапрабху в Майапуре, Бхакти Винод Тхакур оставил стих, в котором выражал своё сердечное желание вернуть Махапрабху обратно в Маяпур. Я выгравировал эту шлоку на Самадхи Мандире Шрилы Гуру Махараджа.

ами чаи гаурачандре лаите майапуре

йатхайа каишора-веше шри-ангете спхуре

йатхайа чанчара кеша три-каччха-васане

ишодйане лила каре бхакта-джана сане

(Шри Набадвип-бхава-таранга: 70)

"Махапрабху может быть столь велик, Махапрабху может быть Самим Бхагаваном, Махапрабху может быть Юга-аватаром, Махапрабху может быть кем угодно, но что я стану делать, если вначале не обрету служение Махапрабху? Прежде всего, я нуждаюсь в служении Ему. Я испытываю великую боль, видя Махапрабху без волос, одетого как санньяси. Я не желаю видеть Его санньяс-веш. Я нуждаюсь в том, чтобы поклоняться Махапрабху в Его образе Набадвипчандры  [Луны Шри Набадвип Дхама], а не Шри Чайтаньядева, сампрадайя санньяси. Я хочу вернуть Махапрабху в Маяпур, где Его преданные могут видеть Его длинные кудри и Его божественный образ, лучезарно сияющий, облачённый в прекрасные одежды во время Игр в саду Ишодйан".

Так Шрила Бхакти Винод Тхакур поклонялся вечной лиле Махапрабху, скрытой в Шри Набадвип Дхаме. Говорится, что Кришна никогда не делает и шага за пределы Вриндавана, что Кришна вечно живёт во Вриндаване. Шрила Бхакти Винод Тхакур поклоняется Набадвип-лиле Махапрабху, которая подобна Вриндаван-лиле Кришне, питая это представление. Санньяс-лилу Махапрабху сравнивают с Курукшетра-лилой Кришны. Сердце Бхакти Винода Тхакура было влекомо к Играм Господа таким образом. Это очень высокая сиддханта.

Шрила Сарасвати Тхакур никогда не являл Божество Махапрабху-санньяси. В каждом из шестидесяти четырёх Матхов, которые основал Шрила Сарасвати Тхакур, Божество Махапрабху всегда представало в Его обличье грихастхи в Навадвип-лиле. Это делалось ради удовлетворения Шрилы Бхакти Винода Тхакура. В своём первом Матхе, Шри Чайтанья Матхе в Маяпуре, Шрила Сарасвати Тхакур установил Божества Шри Шри Гуру Гауранги Гандхарвики Гиридхари. В иных своих Матхах (возможно, в пятидесяти из них), Шрила Сарасвати Тхакур дал Божествам Имена, связанные со словом винод: Шри Гауравинодапран, Гаура Виноданананда и так далее. Прабхупад Сарасвати Тхакур был озарён светом концепции Бхакти Винода Тхакура, и устанавливал в своей Миссии Божества в такой форме.

На протяжении многих лет в магазинах, торгующих божествами, невозможно было увидеть образ Махапрабху в качестве санньяси. Сейчас, однако, художники изображают его в таком облике. Десять или пятнадцать лет тому назад вы бы нигде не увидели подобного. Возможно, пятнадцать лет тому назад я впервые увидел образ Махапрабху как санньяси в аптеке в Порама Тале. До того, в течение всей жизни, я ни разу не видел Божества Махапрабху в Его образе санньяси. Теперь эта идея, похоже, распространяется, и художники изображают Махапрабху в разных обличьях, но им не известен смысл их труда в измерении преданности.

Шрила Бхакти Винод Тхакур был крайне эксклюзивным преданным Махапрабху, и ему была присуща очень специфическая преданность. Он поклонялся Божествам Шри Шри Гауры Гададахара. Все прославляют поклонение Гауре Гададхаре, но почти нигде вы не увидите подобного поклонения. Всегда вы видите Нитай Гауру или Гаурангу Махапрабху одного. Лишь в двух или трёх местах вы увидите Божества Гауры Гададхара. Одно из них находится в Чампахатти в храме Двиджа Ванинатха, а другое – в храме Шрилы Бхакти Винода Тхакура в Годрумадвипе. Поклонение Гауре Гададхару содержит очень скрытую и глубокую концепцию. Это глубочайшая концепция Гауранга-лилы, и ей поклоняются лишь глубоко привязанные, эксклюзивные преданные.

Гададхар Пандит Госвами всегда пребывал в Набадвип-лиле, в обществе Махапрабху и Его преданных, будучи очень умиротворён и молчалив. Он пребывал там, словно тень Господа, молчаливо присутствуя на расстоянии. Однако он испытывал полноту любви к Махапрабху. Все преданные Господа знали, что он был в полной мере предан Махапрабху. Когда Махапрабху вернулся из Гайа Дхама после того как получил посвящение от Ишвары Пури, то Его настроение изменилось, и Он начал отчаянно искать Кришну. Он плакал на глазах у преданных, демонстрируя полноту махабхавы: «Где Кришна?! Где Кришна?!»

Однажды Махапрабху плакал таким образом в доме Шриваса Пандита в обществе Мукунды, Санджая и всех преданных. Махапрабху услышал, как кто-то ещё плачет в другой комнате дома. Он спросил: «Кто плачет в той комнате?» Преданные сказали: «Твой Гададхар плачет». Тогда Махапрабху прославил Гададхара: «Гададхар, ты столь удачлив! С самого детства ты был великим преданным Кришны. У меня никогда не было Кришна-премы, подобной твоей!» Так Махапрабху прославлял Гададхара и дарил ему любовь так, словно Гададхар был Его братом. Даже в то время, когда все преданные пребывали в растерянности, Гададхар оставался невозмутим и молча пытался служить Махапрабху и заботиться о Нём. Иногда он давал Шачи Мате совет: «Махапрабху хочет этого», или – «таково желание сердца Махапрабху».

Шрила Гуру Махарадж написал один замечательный стих, объясняющий истинные деяния Шрилы Гададхара Пандита Госвами.

ниламбходхи-тате сада свавираха кшепанвитам бандхавам

шримад-бхагавати катха мадирайа сандживайан бхати йах

шримад-бхагаватам сада сва-найанашру-пайанаих пуджайан

госвами-праваро гададхара-вибхур бхуйат мад-эка-гатих

В Пури, Махапрабху был тяжело опьянён настроением разлуки с Кришной, присущем Радхарани. Махапрабху был подобен безумцу, искавшему всюду Кришну: «Где Кришна?» Он всегда испытывал настроение крайней разлуки, переживая махабхаву Радхарани. Гададхар Пандит всегда следовал за Махапрабху, но также он неизменно сохранял дистанцию. Он приглашал Господа в свой храм Тоты Гопинатха.

Гададхар Пандит жил там в саду и поклонялся своему Божеству Гопинатха. Каждый день Махапрабху приходил туда с преданными, чтобы послушать Шримад Бхагаватам. В Джаганнатх Пури единственное занятие Гададхара Пандита состояло в том, что он питал Махапрабху, читая для Него Шримад Бхагаватам. Иногда тому, кто не в силах терпеть разлуку со своим дорогим другом, дают вино или интоксикации. Махапрабху не в силах был переносить глубокое чувство разлуки с Кришной, которое Он испытывал, и Гададхар Пандит заботился о Махапрабху, читая ему Бхагаватам.

Он читал Ему Бхагаватам так, словно давал интоксикацию. Так Махапрабху наслаждался вкусом Бхагаватам, беря у Гададхара Пандита всё необходимое для жизни. Давая Махапрабху экстаз, сам Гададхар Пандит постоянно плакал. Гададхар Пандит плакал, видя настроение Махапрабху, и поклонялся Ему своими объяснениями Шримад Бхагаватам и слезами.

Кришна забрал сердце и сияние Радхарани, и явился как Шри Чайтанья Махапрабху, чтобы познать экстатическое настроение служения Радхарани. Тогда Радхарани уподобилась пустому сосуду – Её бхава была отнята Шри Чайтаньей Махапрабху, и в Гаура-лиле Она явила Свою форму в качестве Гададхара Пандита. Гададхар Дас, который был спутником Нитьянанды Прабху, представлял Её канти [сияние]. Но Гададхар Пандит представлял Её центральную форму, ибо он был подобен пустому сосуду.

Он был молчалив и редко говорил о Кришне, но его сердце всегда было полно Кришны. Внутренне Махапрабху – Кришна, и Гададхар всегда испытывал разлуку с Махапрабху, а также с Кришной. Не каждый мог понять положение Гададхара. Лишь очень  близкие преданные могли понять бхаву Гададхара. Самые близкие преданные знали, что Гададхар Пандит был Аватаром Шримати Радхарани.

Поклонение Гауре Гададхаре, которое совершал Шрила Бхакти Винод Тхакур, проявилось в Шри Годрума Дхаме. Там он поклонялся Гауре Гададхаре и медитировал на Игры Радхи-Кришны. В одной из своих песен он написал:

декхите декхите шри-радха-мадхава

рупете карибе ала

(Шри Кальяна-калпа-тару: 3.2.10)

«Когда я смотрю на Шри Шри Гаура-Гададхара аударья-лилы, то моему взору Они предстают как Радха-Мадхава Вриндаван-лилы».

Он не предполагал, что в то время, когда он медитирует, Гаура-Гададхара превратятся в Шри Шри Радха-Кришну. Видя, как Гаура-Гададхара являются как Радха-Мадхава, он терял сознание. Когда он приходил в себя, то всё было как и прежде.

Шрила Бхакти Винод Тхакур выбрал покинуть этот мир в ту же самую амавасью, день тёмной луны, что и Гададхар Пандит: Гададхара дина дхари’ паийаччхе Гаурахари. Сегодня – этот день, тиробхав титхи Шрилы Бхакти Винода Тхакура. Возможно, вы читали о том, как было открыто место рождения Махапрабху, как началась Набадвип Дхам парикрама, и как была учреждена миссия Махапрабху.

Шрила Бхакти Винод Тхакур пытался делать многое, в разных отношениях. В конечном счёте, его высшим даром стал Шрила Сарасвати Тхакур. Бхакти Винод Тхакур поставил Шрилу Сарасвати Тхакура во главе своей миссии, с тем, чтобы в будущем тот продолжал сампрадайю Махапрабху. В конечном счёте, Шрила Сарасвати Тхакур преуспел в этом и осуществил желания Шрилы Бхакти Винода Тхакура. Шрила Гуру Махарадж написал множество стихов о славе Шрилы Бхакти Винода Тхакура. В целом, он молился: «Я кланяюсь лотосным стопам Шрилы Бхакти Винода Тхакура и молюсь о том, чтобы его желания могли быть осуществлены его самым дорогим спутником Шрилой Бхакти Сиддхантой Сарасвати Тхакуром и его учениками».

Сто лет тому назад Шрила Бхакти Винод Тхакур написал в одной из своих книг, что в ближайшем будущем 50 000 преданных со всего света сведут этот мир с ума любовью к Кришне, и станут приезжать в Индию, танцевать и петь в обществе индийских преданных, обнимая их со слезами на глазах. Таким было предсказание Шрилы Бхакти Винода Тхакура, и оно уже исполняется. Многие западные преданные присоединяются к миссии Махапрабху, прославляют Махапрабху и танцуют с Именем Махапрабху на устах. И многие из них привязаны к нашему Матху. По милости Шрилы Бхакти Виноды Тхакура мы должны обрести милость Шри Чайтаньи Махапрабху. У нас нет в том сомнений.

ванча-калпа-тарубхйас ча крипа-синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Шрила Саччидананда Бхакти Винод Тхакур ки джайа!

, ,

Возврат к списку