Рупануга Гуру Таттва

В честь дня явления Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дева-Госвами Махараджа мы публикуем перевод статьи на бенгали, принадлежащей перу Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дева-Госвами Махараджа, в которой он демонстрирует всю глубину такого явления, как Гуру-таттва Шри Рупанугов.

Оригинал статьи был опубликован в журнале «Шри Гаудийя Даршан», том 14, выпуск 2, во вторник, 1 декабря 1970 г.

Шри Гурудеву мы поклоняемся больше, чем кому бы то ни было. Как же так? Шри Гурудев  - это не совсем наш Возлюбленный и вечный Объект поклонения, Господь;  Шри Гурудев – это нечто большее. Причина в том, что для Господа нет ближе и дороже слуги и друга, чем Шри Гуру; для души (дживы), в свою очередь,  единственно возможный  путь вступить во взаимоотношения со Всевышним – это лотосные стопы Шри Гуру (Гуру-пада-падма) и Его служение. Непосредственное общение с Господом не является чем-то важным для души, но служение Господу через подчинение Шри Гуру (Гуруванугатья) есть единственная удача дживы.

Великие святые, Махаджаны,  дали очень красивую аналогию отношений между дживой, Гурудевом и Господом:

нараяно пи викритим яти прачьютасья дурбудхех

камаласья джалад апайти равих шушьяти нашаяти ча

Lotus-in-sunshine.jpg

Они объясняют, что джива подобна лотосу, Господь подобен солнцу, а Гурудев подобен воде. Когда лотос растет в воде, лучи солнца питают его и дают ему силы цвести. Но стоит  лишить лотос защиты воды, те же самые солнечные лучи тут же сожгут его. Подобным образом, Господь есть источник вечного блага той дживы, что приняла прибежище у лотосных стоп Шри Гуру. Но те, кто оскорбляют Шри Гуру или покидают убежище у лотосных стоп Шри Гуру, навсегда лишаются милостивого взгляда Господа. Именно по этой причине Священные Писания описывают Шри Гурудева как единственное прибежище души (мул-ашрая-виграха). Те, кто хоть немного предан Шри Гуру, в высшей степени  защищены и имеют необходимые качества для служения Господу.

Шрила Нароттам дас Тхакур говорит:

Ашрая лаийа бхадже таре кришна нахи тьядже 

ара саба маре акарана

"Кришна никогда не оставит того, кто принял прибежище  Его преданного и занят служением ему. Все другие напрасно проживают свои жизни".

И действительно, ту степень превосходства Ашрая Виграхи (преданного) над Вишая Виграхой (Богом), что мы находим  в Рупануга сампрадайе, невозможно встретить где-либо еще.

Шрила Нароттам Тхакур также говорит:

шри рупа-манджари-пада сеи мора сампада  

сеи мора бхаджана-пуджана

сеи мора прана-дхана сеи мора абхарана 

сеи мора дживанера дживана

«Стопы Рупы Манджари – это моя удача. Они - мое служение и мое поклонение. Они -  сокровище моего сердца и мои украшения. Они – сама жизнь моей жизни».

Поистине, в этом стихе и в этой песне мы находим революционное миропонимание, которое полностью проявилось в наше время в отношениях между Ачарьей Шрилой Сарасвати Тхакуром и нашим Шри Гуру-пада-падмой (Шрилой Шридхаром Махараджем),  и которое безмерно увеличивает радость в сердцах тех, кто по-настоящему встал под защиту Шри Гуру. Разве может что-либо сравниться с выражением абсолютной искренней любви к Шри Гурудеву, которое было явлено нам Шрилой Сарасвати Тхакуром  в заключении его пояснений к  Шри Чайтанья-Чаритамрите!

Там говорится:

тахара каруна-катха мадхава-бхаджана-пратха 

тулана нахика трибхуване

тара сама анья кеха дхария е нара-деха 

нахи дила кришна-према дхане

«Его милостивое учение преданности Мадхаве не имеет себе подобных во всех трех мирах. Никто и никогда до Него не принимал человеческое рождение, чтобы распространить богатство Кришна-премы так, как сделал Он».

Шрила Дас Госвами Прабху с чувством глубокой преданности (ништха) к своему Гуру (мул-ашрая-виграхе) произнес такой стих: "О Божественная Госпожа! Я все еще поддерживаю жизнь в своем теле только в надежде получить Твою милость. Без Твоей милости у меня нет вкуса даже к милости Кришны. Без тебя  Говинда для меня не больше, чем Бакари (демон-убийца)".

Мелодия славы «мул-ашрая-виграхи», которая была воспета в этом стихе,  приобрела дополнительное звучание в стихе Шрилы Сарасвати Тхакура, как-будто его интенсивная преданность Гурудеву ослепила его и сделала неспособным видеть кого-то, в том числе даже величайших ачарьев (учителей) нашей сампрадаи (нисходящей линии учителей), кроме его Шри Гуру-пада-падмы.  Он мог видеть только своего Ашрая-виграху. Его преданность своему Гуру была столь сильна, что он мог сказать о нем словами Чайтанья-Чаритамриты:

тара шама анья кеха дхария е нара-деха

нахи дила кришна-према дхане

«Никто и никогда до Него не принимал человеческое рождение, чтобы распространить богатство Кришна-премы так, как сделал Он».

Нам также посчастливилось услышать из святых уст нашего Шри Гурудева о том,  как в Хари-катхе одному из своих слуг Шрила Прабхупада сказал: «Только Шри Вришабхану Нандини (Шри Радхика) и мой Шри Гуру-пада-падма могут служить Кришне красиво все время, и я не знаю, да и не желаю знать, может ли это кто-нибудь еще или нет». Таков величайший пример преданности (ништха) к своему Гурудеву, явленный нам Шрилой Сарасвати Тхакуром.

Шри Гуру-пада-падма - полное проявление Божественного Прибежища (ашрайа-таттвы). Достижение такой степени преданности своему Шри Гуру-пада-падме дарует душе удачу, несравнимо превосходящую  удачу даже освобожденных душ. «Сарва-сиддхи каратале» – «иметь все в своих руках»  и « муктира дашитва прапти» - «принять освобождение как свою служанку» - незначительные приобретения по сравнению с такой преданностью.

Чтобы дать нам хоть какое-то представление о величии Шри Рупа-Санатаны, Шрила Баладев Видьябхушан Прабху сообщает нам:

говиндабхидхам индирашрита-падам хасташтха-ратнадиват

таттвам таттвавид-уттамау кшити-тале йау даршайак чакрату

Способность являть другим только лишь по своей воле высший объект поклонения - Верховного Господа Говинду, как «хасташтха-ратнадиват» или « драгоценный камень в ладони», которая была упомянута в этом стихе, возможно также обрести через подчинение Шри Рупе (рупанугатья). Таким образом, последователи непревзойденного Ачарьи  - Господа Шри Чайтаньядева, Кто приобщает к Санкиртане, из Кого исходит Преданность и все Ее распространение, будут процветать всегда, ибо они последователи Рупы, которого нет дороже для их Господа Махапрабху. Их не знают, как Чайтанья-сампрадаю –  их знают, как Рупануга-сампрадаю. Где еще возможно найти столь глубокую преданность Ашрае?  По правде говоря, Рупануги даже не признают присутствия Господа там, где не провозглашается верховное положение Ашрая-виграхи.

Они говорят:

радха-бхаджане йади мати нахи бхела 

кришна-бхаджана тава акаране гела

атапа-рохита сурайа нахи джани 

радха-вирахита мадхава нахи мани

(Гитавали: Радхаштакам, 8.1-2)

"Если вы не хотите служить Радхе, ваше служение Кришне обречено на неудачу. Как невозможно лишить Солнце солнечных лучей, так невозможно лишить Мадхаву Его Радхи".

По беспричинной милости моего Шри Гуру-пада-падмы свет беспрецедентной славы Шри Гуру-таттвы проявлен в этом мире и по сей день и дарует божественное видение нам, обреченным на слепоту невежества. Я падаю ниц к его лотосным стопам и искренне молю: "О Гурудев! Я не имею права даже смотреть в сторону света Твоей надмирной славы - я столь несчастен и презренен. Посему, о Спаситель падших, пожалуйста, одари милостью эту падшую душу, чтобы в каком-нибудь будущем рождении я стал пылинкой Твоих лотосных стоп и обрел удачу непрерывного служения Тебе!"

, , , , ,

Возврат к списку