Союз многих

Союз многих

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, насколько важны качества почтительности и терпимости в сообществе Вайшнавов.

Ученик: Шрила Прабхупад [Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж] сказал, что в среде Вайшнавов возможны расхождения во мнениях, в силу того, что все индивидуальны, но, несмотря на все личные разногласия, проповедь культа сознания Кришны должна продолжаться.

Шрила Шридхар Махарадж: Это хорошо, но возможна градация. Все могут не проповедовать, находясь на одном уровне, имея один ранг. Кто-то стоит чуть выше, кто-то – чуть ниже, и все они трудятся, распространяя сознание Кришны. Поэтому, все их усилия оправданы, но не все они находятся на одном уровне. Следует рассматривать это так. Харе Кришна.

Ученик: Шрила Прабхупад также говорил, что учеников много, но для того, чтобы оценить, кто действительно является учеником, чтобы отделить учеников, представляющих ценность, от бесполезных, необходимо оценить деятельность подобных учеников на ниве исполнения воли их духовного учителя. … Но сейчас в нашем обществе духовные братья, инициирующие или не инициирующие, имеют разные представления о том, как исполнять волю Прабхупады. … В Бхакти-расамрита-синдху Шрила Рупа Госвами Госвами говорит об общих принципах принятия Ачарьи, но он не упоминает детали, поскольку они могут варьироваться в случае того или иного Ачарьи. Он не упоминает детали, но, скорее, описывает общие принципы, согласно которым следует принимать Ачарью.

Шрила Шридхар Махарадж: По центральным вопросам расхождений не будет, но в деталях, в незначительных аспектах, в смысле практики, несущественные расхождения возможны. По главным вопросам, будет единство.

Ученик: Шрила Прабхупад также говорит, что ученик должен выполнять волю духовного учителя, но не должен оскорблять других Вайшнавов.

Шрила Шридхар Махарадж: Насколько это  возможно, но порой старший брат может упрекнуть или остановить младшего брата. Однако здесь необходимо здравомыслие: искренность. Поскольку он желает младшему блага, то вправе ему указывать: «Не делай это. Делай так». Должно быть место этому. Если намерения старшего чисты, то нет беды в том, что он наказывает младшего. Нахи калйана кашчит дургатим тато гаччхати (Бг: 6.40). Это, скорее, разновидность любви. Наказание – тоже род любви. В ватсалья-расе оно широко распространено, даже Кришна – не исключение. Ха ха…

Ученик: Но временами в нашем обществе младшие братья возражают старшим братьям. Зная, что имеет место быть разнообразие и разные подходы к проповеди, мы вынуждены с этим мириться. Но в практическом смысле, как нам сохранять единство, если налицо подобные разногласия? Вот с какой проблемой мы столкнулись: допустить различия и, в то же время, сохранить единство. 

Шрила Шридхар Махарадж: Дух терпимости должен присутствовать в нашей среде. Если мы хотим работать в группе – совершать санкиртан – то следующее качество существенно и неизбежно: тринад апи сунич, тарор апи сахишну, амани, манада [смирение, превосходящее смирение травинки, терпение, превосходящее терпение дерева, свобода от желания быть почитаемым и склонность выражать почтение другим]. Эти проявления следует культивировать, если мы хотим работать в группе. Мы должны быть смиренными и терпимыми, а иначе мы не сумеем осуществлять широкомасштабную работу сообща. Амани и манада: мы должны почтительно относиться к другим и не желать почтительного отношения к себе. Эти четыре качества необходимы, если мы хотим совершать санкиртан: самйак киртан [целостный киртан].

Что есть санкиртан? Вот объяснение Шрилы Дживы Госвами:

бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам

[«Киртан, в котором объединяются многие, есть санкиртан».]

Если вы хотите совершать этот процесс, то эти качества следует поощрять в организации: практика смирения и терпения, склонность выражать почтение другим и отказ от почтения к себе. Особенно, пратиштха, загвоздка в ней: стремление к славе, «репутации» и «положению». Пытаясь сохранить «положение», мы теряем его. Этому принципу следует учить в организации. Ища «положение», мы не достигнем истинного положения. Но порой, не ища его для себя, а, скорее, позволяя другим его занять, мы обретаем истинное положение. Таким образом, амани и манада: почтительно относиться к другим и не искать аналогичного отношения к себе. Препятствие, главное препятствие, состоит в этом. Прежде всего, смирение, затем, почтение к другим, и, наконец, отказ от почтения в собственный адрес. Наделённые этими качествами, мы можем идти вперёд сообща. Это явление следует ставить во главу угла.

шри-кришна-киртане йади манаса тохара

парама йатане танхи лабха адхикара

(Гитавали: Шикштакам, 3.1)

[«Если ты желаешь воспевать Имя, тогда, прежде всего, приложи максимум усилий к тому, чтобы обрести качества».]

Если вы действительно хотите возрастать в санкиртане, тогда эти четыре качества являются абсолютной необходимостью – для каждого.

тринадхика хина, дина, акинчана чхара

апане манаби сада чхади’ аханкара

[«Откажись от своего ложного эго и всегда считай себя ниже травы, испытывающим нужду, нищим и низким».]

врикша-сама кшама-гуна караби садхана

пратихимса тйаджи’ анйе караби палана

[«Практикуй терпение, подобное терпению дерева, откажись от мстительности и служи другим».]

дживана-нирвахе ане удвега на дибе

пара-упакаре ниджа-сукха пасарибе

[«Не причиняй неудобства другим, стремясь к собственному комфорту. Забудь собственное счастье в процессе помощи другим». ]

ха-иле-о сарва-гуне гуни махашайа

пратиштхаса чхади’ кара амани хридайа

[«Даже если ты достоин почитания и обладаешь всеми качествами, откажись от стремления к престижу и в сердце своём оставайся свободным от гордости».]

кришна-адхиштхана сарва-дживе джани’ сада

караби саммана сабе адаре сарвада

[«Зная, что Кришна вечно присутствует в каждой душе, всегда почитай каждого».]

даинйа, дайа, анйе мана, пратиштха-варджана

чари гуне гуни хаи’ караха киртана

[«Смирение, сострадание, почтительное отношение к другим и отказ от престижа – обрети эти четыре качества и совершай киртан».]

бхакати-винода канди бале прабху-пайа

«хено адхикара кабе дибе хе амайа»

[«Плача у стоп Господа, Бхакти Винод говорит: «О, Господь! Когда Ты одаришь меня этими качествами?»]

Подобное умонастроение следует проповедовать, и так мы создадим благоприятную атмосферу, в которой сумеем совершать санкиртан. Бахубхир милитва: в обществе многих, объединённые в рамках совместной кампании, мы можем идти вперёд. Харе Кришна.

Примечание

Произнесено 22 февраля 1981 г.

, , , ,

Возврат к списку