Тотальная преданность истине

Тотальная преданность истине

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж рассказывает об идеале, явленном Ситой Деви, и о том, как этот идеал способствует нашему прогрессу.

Явление в этом мире Ситы Деви напоминает явление Радхарани. Рама, Кришна и многие другие явились, подобно людям. Они родились от отца и матери. Но Сита Деви не вышла из материнского лона. Когда Раджариши Джанака пахал землю, то внезапно он обнаружил Ситу Деви на кончике своего железного инструмента, в тот момент, когда Она вышла из земли. Он сразу же отнёс Её к своим родителям и отдал Её царице. Сита Деви была воспитана в его царстве, а позже отдана в руки Рамачандры.

Когда пришло время коронации Рамачандры, то случилась катастрофа. Кайкейи пришла к Дашаратхе, и, поскольку Дашаратх пожелал выполнить данное ей обещание, то Рамачандра должен был уйти жить в лес незадолго до того, как Ему предстояло взойти на трон. Сита Деви последовала за Рамачандрой, и Они были вынуждены провести в лесу четырнадцать лет. По прошествии тринадцати лет, Равана унёс Ситу на Ланку, и Она провела там год в качестве пленницы. Затем началась война. Равана и все его сторонники были убиты, и Ситу Деви доставили обратно в Айодхью.

Существуют многочисленные реалии, которые мы должны понять должным образом. Как мог демон силой унести Ситу Деви? Она — Лакшми. Она — возлюбленная Рамачандры. Так как же похищение стало возможным? Её существо трансцендентно. Махапрабху объяснил это:

спаршибара карйа ачука, на пайа даршана

ситара акрити-майа харила равана

(Шри Чайтанья-чаритамрита: Мадхья-лила, 9.192)

«Демон не способен видеть трансцендентную субстанцию, что уж говорить о том, чтобы похитить или силой унести Ситу».

Этот эпизод был отводом глаз, не более чем спектаклем, драмой, можно сказать. Лишь для того, чтобы преподать публике, подданным, урок, Рамачандра вынужден был так сыграть с Ситой. Этот эпизод призван многому нас научить.

Рамачандра был таким сдержанным, рассудительным, бесстрастным, мужественным — и, тем не менее, Его любовь к Сите была столь велика, что в разлуке с Ней Он, слово дитя, лил слёзы, днями и ночами, месяц за месяцем. Настолько Он любил Ситу. Тем не менее, после того, как Равана был убит, а Ситу доставили к Рамачандре, Его настроение изменилось в очень специфическую сторону. Рамачандра сказал: «Я не могу принять Её обратно. Долгое время Она жила в качестве пленницы Раваны. Стремясь показать, что Я не трус, и желая преподать Раване, похитившему Мою жену, урок, Я сразился с ним. Я выполнил Мой долг, но не могу принять Ситу. Она должна пройти испытание. Из уважения к народному мнению, Её целомудрие должно пройти проверку». Такую позицию занял Рамачандра. Его окружение стало рыдать и стенать: «Какая жестокость по отношению к нашей матери! Мы не в силах терпеть подобное». Больше всех был огорчён Хануман. Так или иначе, то была Абсолютная воля. Был разожжён костёр, и Сита Деви вошла в него. Когда пламя потухло, то Сита Деви оказалась цела и невредима. Её тело никак не пострадало. Люди изумились, видя это. Затем Рама принял Ситу.

Спустя четырнадцать лет Рамачандра вернулся и занял трон. В Айодхье у Рамачандры были шпионы. Раджа пашйанти карнабхйам: цари видят не глазами, а ушами. Чарита пашйанти — они видят посредством своих тайных агентов. Однажды к Рамачандре пришёл один такой шпион, и царь спросил у него: «Что-то случилось? Как обстоят дела в царстве?» Шпион отвечал: «Я затрудняюсь с ответом. Сегодня я получил крайне скверные вести». Рамачандра заметил: «Не бойся. Говори!» Шпион стал рассказывать: «Я стал свидетелем ссоры супругов — в простой семье мужчины-прачки. Муж заявил жене: «Я не буду тебя содержать. Ты жила в чужом доме». Так муж отчитывал жену: «Ты провела ночь в чужом доме, поэтому я не стану содержать тебя. Этот подкаблучник Рама может принимать и содержать Ситу, которая провела год в доме Раваны, но я так не поступлю. Раме позволено, но не мне».

Рамачандре донесли об этом разговоре. Он стал очень серьёзен. Он призвал к Себе Лакшмана и сказал: «Раджа пракрити ранджанат. Корневое значение термина «раджа» есть ранджанат — это значит, что долг царя заключается в удовлетворении подданных, народа. Соответственно, будучи царём, я лишён независимости суждений. Я должен руководствоваться волей Моего народа. Когда звучат подобные упрёки в отношении Моего поведения и характера, Я не могу бездействовать. Лакшман, брат мой, в прошлом Ты не раз помогал мне, не рассуждая. Я хочу отказаться от Ситы. Я прошу Тебя изгнать Её в лес. На днях Она выразила желание увидеть тапован (лес, в котором совершаются аскезы — прим. пер.) Вальмики. Под этим предлогом доставь Её в тот лес и оставь там».

Лакшман послушался. Он пришёл к Сите и сказал: «Ты хотела посетить тапован Вальмики. Рамачандра приказал Мне доставить Тебя туда».

Сита не сразу почуяла приближение беды. Скорее, Она обрадовалась: «Да, доставь Меня туда».

Доставив Её в лес, Лакшман уселся под деревом и стал плакать. Сита спросила: «Лакшман, почему Ты плачешь?»

Лакшман объяснил, в чём дело.

«О, так вон оно что! Ты собрался оставить Меня в лесу, в обществе диких зверей? И это решение Моего владыки?»

«Да, что я могу поделать? Это приказ. Я лишён независимости. Мне нечего сказать. Я всего лишь выполняю указание Моего господина. Пожалуйста, прости меня».

«Да, что Ты можешь сделать?! Если Он дал Тебе указание, тогда, конечно, Ты должен повиноваться».

Сита была беременна. Скорее всего, Лакшман просто ушёл, а Сита осталась сидеть под деревом. Мимо проходили некие ученики Вальмики, увидели Её и сообщили Вальмики. Вальмики прекрасно знал, что происходит, поскольку Он уже написал Рамаяну, поэму об Играх Рамы. Он ждал наступления этого дня. Он лично явился и забрал Ситу к себе — с великой любовью и благоговением. Он доставил Её в свою хижину и обращался с Ней как с любимой дочерью. Она родила двух детей, Лаву и Кушу, и там, в обители Вальмики, они и выросли.

А в это время некие риши предложили царю совершить ашвамедха-яджну, и Рамачандра согласился провести ритуал, но без Ситы. Однако риши заметили: «Формально, рядом с Тобой должна находиться царица. Таково условие проведения обряда».

Рамачандра сказал: «Нет. Я не готов принять другую жену. Для Меня это немыслимо».

Как же быть? Риши вошли в положение Рамачандры: «Ты можешь создать статую Ситы». 

Была сотворена золотая Сита, и в обществе этой статуи, по правую руку от Неё, Рамачандра совершил жертвоприношение. Конечно, известия об этом достигли Ситы. Сита тоже полагала, что, если Рамачандра собирается провести обряд, то Он должен жениться повторно. Однако, когда Она услышала о том, что Он не намерен ещё раз жениться, что Он создал Её золотую фигуру для участия в жертвоприношении, то Её любовь к Рамачандре осталась неизменной.

Впоследствии сыновья Ситы, Лава и Куша, сразились с Рамой и Лакшманом. Сыновья потерпели поражение, и, при посредничестве Вальмики, стороны заключили мир. В то время Сита предстала перед Рамачандрой. Рамачандра пожелал ещё раз подвергнуть Её целомудрие испытанию. Сита пришла в ужас. В конце концов, Она призвала Свою мать, землю: «О, Мать, я не в силах снова и снова терпеть эти оскорбления. Пожалуйста, прими Меня, усади Меня к себе на колени».

Говорится, что земля разверзлась, и Сита вошла в расщелину. Видя это, Рамачандра бросился к Ней, чтобы вернуть, но трещина в земле закрылась прямо перед ним. Ему пришлось вернуться с пустыми руками. Конечно, Он знал всё. Он был сдержан, серьёзен, и, превыше всего, был монархом. Ему приходилось править, заботить о благоденствии подданных. Он вернулся к исполнению Своих обязанностей царя.

Сита Деви, Лакшми Деви, явилась, чтобы продемонстрировать подобный идеал — ради нашего блага. Практически всю Свою жизнь Она сталкивалась с испытаниями и была наделена многими достоинствами, такими как верность, привязанность, целомудрие, самоотречение и т. д. Женщины могут гордиться Её идеалом. Её почитают все. Идеал Ситы Деви здесь, в Индии, будет жить в веках. Его столетиями почитают и превозносят. Подобная жертвенность, подобная любовь к мужу, подобная чистота и то, как Она сохраняла эту чистоту, сталкиваясь с испытаниями, — всё это вмещает Её уникальный пример.

Рамачандра в высшей степени великодушен и благороден. Это не может не привлекать, не может не очаровывать сердце. Его самоотверженность безгранична. В ответ на замечание одного-единственного подданного, рядового человека из толпы, Он пошёл на величайшую жертву. Он совершил максимальную жертву. У Дашаратхи было несколько тысяч цариц, бесчисленное множество, но у Рамачандры была лишь одна жена. И Он обошёлся с ней столь безжалостно.

Это возможно лишь для Господа. Он поступил так, чтобы показать пример того, как здесь, на Земле, мы не должны позволять себе быть руководимыми или увлекаемыми так называемыми идеалами роскоши и наслаждения в бренном мире, поскольку роскошь и наслаждение суть очень низменные явления. Истина превыше всего. Таким должен быть наш жизненный идеал: тотальная преданность истине. Мы должны пытаться жить жизнью предавшейся души, со взором, устремлённым к цели. Это — истина. Мы должны вести жизнь ради истины, а не ради любого количества удовольствий или комфорта, которые может предложить нам этот мир. Подобный идеал помогает нам избрать путь и дарит перспективу лучезарного будущего. Здесь, в этом мире, всё тривиально. Мы должны попрать все перспективы, предлагаемые нам этим временным миром. Истина есть истина, и мы должны стремиться быть покорными истине, высшему идеалу. Этот мир — ничто. Мы должны попрать его.

Вдохновение, позволяющее сделать это, мы черпаем в характере и примере Рамачандры и Ситы Деви. Их пример будет способствовать тому, что наш жизненный стандарт будет очень высок, и даст нам силы, необходимые, чтобы нам самим достичь этого идеала. На пути к этому достижению мы будем черпать силы в Их примере. Мы не способны измерить то неоценимое благо, которое мы извлекаем из характера Рамачандры и Ситы Деви. Таким образом, мы бесконечно обязаны Им. Да благословят Они нас Своей милостью и доброжелательностью, с тем, чтобы мы могли преодолеть искушения этого мира на пути к высшей цели, к достижению которой мы, так или иначе, стремимся.

Гаурахарибол.


, ,

Возврат к списку