Цените преданных

Цените преданных

Общение с преданными — это самая важная составляющая нашей духовной практики, и наши гуру всегда советуют нам общаться с преданными так много, как это только возможно. Прочитайте эту статью, чтобы узнать, как более глубоко понять истину.

Общение с преданными — это самая важная составляющая нашей духовной практики, и наши гуру всегда советуют нам общаться с преданными так много, как это только возможно. Конечно, бывают обстоятельства, когда это просто невозможно, и тогда нам рекомендовано практиковать путём более серьёзного чтения и воспевания. Мы можем получить общение через книги, лекции и т.п. Но так грустно думать, что кто-то выбирает этот путь, когда где-то совсем рядом проходят регулярные программы!

Нам следует всегда помнить три самых главных наставления, которые нам дал Шрила Говинда Махарадж — они из «Шикшаштакам» Махапрабху: быть смиреннее травы, терпимее дерева и почитать других, не ожидая ничего в ответ. Если мы можем пройти три этих теста, то становимся намного сильнее. В этом заключается наша практика.

Есть много наставлений, которые могут нам помочь. Одно из них — мы должны всегда обвинять себя, даже если мы просто видим какие-то плохие вещи. Ведь как так поучилось, что мы их видим? В одной своей статье Шрила Шридхар Махарадж говорит:

«Кто в ответе за то, что вы видите несправедливость? Вы должны взять ответственность на себя. Если что-то плохое происходит, в этом есть и ваше участие. Вы должны взять на себя всю ответственность за проступки. Если вы не можете этого почувствовать, вы не искренни. Ваша свободная воля ответственна за все проступки и неблагоприятные обстоятельства в окружающем мире. Это первый принцип духовной жизни.

«За то, что есть во мне плохого, я несу ответственность». Вы отвечаете за то, что видите, за то, что произошло так, что вы это видите, за это видение. Ведь где-то происходит что-то хорошее, на другом уровне. Тогда почему вам приходится видеть так много тех, кто спорит друг с другом, их заблуждения и плохое обращение? Так много хорошего происходит, но вы находитесь не в том положении, чтобы оставаться только на этом уровне. Почему? «Я отвечаю за все нежелательные вещи во мне — это факт. Моя слабая свободная воля привела меня в нынешние неблагоприятные обстоятельства, и за это не отвечает никто, кроме меня».

Нужно признать этот факт. Если вы его игнорируете, то пребываете в майе — в заблуждении, иллюзии. И только когда вы искренне осознаете своё положение, тёмные дни подойдут к своему завершению. Когда вы почувствуете, что только вы сами отвечаете за все скверные вещи, тогда для вас наступят хорошие дни. Это факт. Это не какая-то придуманная концепция, которая помогает преодолеть текущую ситуацию. Нет, это не так, это факт, это работает для каждого, плохой он или хороший человек — «я отвечаю за условия, в которых нахожусь».

Это очень тяжёлое для принятия учение, «горькая пилюля, которую нужно проглотить», но если мы сможем переварить её, то станем и сильнее, и счастливее.

Когда мы заходим в храм, то видим множество прекрасных вещей, но также там есть канализация, туалеты и т.д. Но почему мы должны смотреть на это? Как сказал Шрила Шридхар Махарадж: «С одной стороны, есть прекрасные цветы, с другой — существует и мусор. Почему мы должны исследовать мусор, а не красивые цветы?». Мы можем сами выбирать, встать на сторону Бога или на сторону майи. У нас есть свобода выбора.

Наша гуру-варга показывает нам высочайший пример. Они являются парамахамса вайшнавами высочайшего уровня, они общаются напрямую с Господом, и при этом они любили и искали общения с нами, падшими душами. Это происходило не только потому, что они пытались спасти нас, ведь мы видели, что каждый раз, когда где-то проходил киртан — в форме воспевания или прославления Господа и вайшнавов — они хотели быть там. Они хотели участвовать в киртане с каждым, кто проявлял хоть какой-то интерес, и они не обращали особого внимания на наши несовершенства.

Иногда после лекции Шрила Шридхар Махарадж благодарил своих слушателей за то, что благодаря их присутствию такие вещи выходили из его сердца. Обращая своё внимание только на положительные аспекты, наши учителя помогали нам оставить в прошлом негативные. Питая свои положительные черты и направляя своё внимание на позитивные практики духовной жизни, мы получили силу и вдохновение, чтобы продолжать и оставить в прошлом свои негативные качества.

Ещё одно полезное наставление, которое необходимо помнить и которое мы получили от наших учителей, то, что необходимо судить о человеке по его идеалам. В «Золотом Вулкане» Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Нужно судить о человеке по его идеалу, по его стремлению к высшим вещам. Если идеал велик, то и человек велик». Это своим примером на практике показал нам Шрила Говинда Махарадж. Мы видели, что некоторые личности с вредными привычками и негативными чертами характера были очень приближены к Шриле Говинде Махараджу, потому что они испытывали очень сильную привязанность и очень ценили идеалы Сознания Кришны.

Наша практика заключается в том, что мы приходим со множеством несовершенств, но у нас есть вера в очищающую силу Сознания Кришны. Мы знаем, что единственное, что от нас требуется, это хотя бы маленькое желание стать лучше; как говорит нам Шрила Шридхар Махарадж: «Наше утешение заключается в том, что Кришна — вор». Он придёт и украдёт наши сердца. Он всё переиначит. Мы должны развить в себе веру в это, но также важно следовать рекомендациям о том, как мы должны воспринимать других преданных, особенно тех эксклюзивных преданных, которые посвятили всю свою жизнь Господу, которые оставили весь мир и посвятили свои жизни служению Ему. Они уже не стоят на земле этого мира. Господь держит их. Он управляет ими, и Он постепенно очищает их. Они отдали себя Ему, и Он поступает с ними по Своему разумению.

Также говорится, что иногда так называемые «несовершенства» могут и не быть ими. В «Любовном поиске» Шрила Шридхар Махарадж говорит, что в некоторых случаях, по Ему одному известным причинам, Господь может оставить определённые «несовершенства» у Своих особенных преданных.

Подлинный садху не всегда может соответствовать стереотипам, которые живут в наших головах. Он может одеваться не так, как мы ожидаем, или говорить не так, как мы считаем правильным. Как говорит нам Шрила Шридхар Махарадж: «Характеристики святости преданного не зависят от физического и ментального плана». У преданного могут быть какие-то несовершенства такого рода, но это не умаляет его духовных возможностей и способности очищать нас.

В одной из своих шлок Шрила Рупа Госвами приводит в пример Гангу: на её поверхности может появиться так много отвратительных вещей: трупы, мусор, испражнения — список бесконечен! Но разумный человек сохранит веру в чистоту вод Ганги. Духовный аспект Ганги никогда не может быть загрязнён. То же самое касается и преданных Господа.

Конечно, всё это очень высокие материи, а «эксклюзивный преданный» — редкое явление, но в то же время Шрила Говинда Махардж снова и снова повторял, что мы не знаем, кто является садху, а кто нет. Поэтому мы должны держать в уме эти наставления и быть внимательными при общении друг с другом. Мы не знаем, кто есть кто! Также Шрила Говинда Махарадж любил напоминать, что мы должны давать друг другу «преимущество сомнения».

Мы можем применить и материальный подход: если представить, что мы записаны на курс в университете, наш преподаватель может нам нравиться или не нравиться. У него могут быть по-настоящему ужасные качества. Но было бы глупо отказаться от учителя и бросить университет из-за этого! Если мы будем терпимы к этим качествам и сфокусируемся на хорошем, то сможем получить знания и выдающуюся квалификацию. Давайте не будем «выплёскивать с водой и ребёнка», как говорит известное выражение.

Опасность появляется, когда мы видим в преданных негативные качества, а в не-преданных — хорошие. Это очень опасная ошибка. В Чайтанья-чаритамрите (Антья-лила, 4.176) есть очень полезная в этой связи шлока:

дваите бхадрабхадра-джнана, саба — «манодхарма»
эи бхала эи манда — эи саба «брахма»

Этот стих говорит нам, что на материальном плане бытия концепции и плохого и хорошего одинаково ошибочны. Это явления одного порядка. Почему? Потому что они основываются на интересе, который отделён от Господа. Так, очень «добрый» человек, которые старается быть хорошим для близких и для всех окружающих, для нас равен бродяге с улицы. Более того, этот «хороший» человек может быть даже более опасен, поскольку он вовлечён в материальную концепцию более изощрённым способом. Как Шрила Шридхар Махарадж однажды ответил студенту, который рассказал, что изучает в университете философию: «О, ты ещё глубже погружаешься в невежество!».

Также тат паратвена нирмалам — о чистоте помыслов и деяний можно судить только в соотнесении с главным интересом. Арджуна убил тысячи людей на поле битвы, но он действовал так по желанию Господа. Он действовал как бескорыстный инструмент. Так он поступил правильно или неправильно? Воля Кришна принадлежит трансцендентному плану, который находится выше этого мира так называемых «правильно» и «неправильно». В конце сражения брахман риши по имени Утанка попытался проклясть Кришну, обвиняя Его во всех произошедших злодеяниях. Но Кришна объяснил, что любая сила, которую брахман накопил через свою деятельность в сагуне, на материальном плане, бессильна перед Ним, находящимся в ниргуне, на трансцендентном плане.

Подобным же образом качества, которые преданные развили в отношениях с планом ниргуны, качества, которые направлены на достижение интересов Кришны — вот что имеет ценность, а кажущиеся «хорошими» качества, которые были развиты в сагуне, на материальном плане, должны быть отринуты, им не стоит придавать большого значения.

Итак, наши молитвы и наши надежды направлены на то, чтобы каждый смог развить всё возрастающий интерес к обществу преданных. Бхагавад-гита говорит о том, что такое окружение идеально. Только нам необходимо адаптировать своё видение. Помните наставление Махапрабху: дживе доя. Будьте милостивы! Будьте милостивы в своём общении с преданными. Не судите их слишком строго. Относитесь с пониманием к их недостаткам и верьте в них так же, как наши учителя верят в нас. Давайте им второй шанс, ведь и нам давали там много вторых шансов. Так много милости было пролито на нас, так много терпения — теперь давайте распространим их на других.

Надеюсь, для наших читателей эти советы нашей гуру-парампары окажутся такими же полезными в духовной жизни, как и для меня.

, , , ,

Возврат к списку