Вселенская волна

Вселенская волна

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж рассказывает о том, как следует почитать прасадам и жить ради удовлетворения Господа. 

Преданный почитает прасадам, а другие люди едят, будучи рабами языка или желудка. Почитать прасадам - значит чувствовать: «О! Кришна принял это подношение, и мне столь повезло – я вкушаю Его прасадам!» «Почитать прасадам» не значит есть, поглощать или глотать. Главное здесь – чувствовать: «Насколько же мне повезло, что я получаю этот прасадам, который был принят Кришной!». Естественным образом, этому чувству сопутствует физическая сторона.

Ум преданного концентрируется не на внешней, физической стороне, но на почитании того, что было принято Господом. Однако обычные люди принимают в расчёт лишь физический вкус. В этом состоит различие между ними, и это различие возникает, о каком бы аспекте жизни в преданности ни шла речь: один человек думает об удовлетворении Кришны, другой – об удовлетворении своих чувств. В обоих случаях, физическая деятельность – одна и та же.

Преданный приходит посмотреть на Божества и думает: «Насколько же прекрасны Кришна, Радхарани и Махапрабху, и Они явились в таком качестве, чтобы благословить людей». Другой же человек приходит с неким низменным намерением: «О, здесь есть многочисленные украшения. Я проберусь сюда ночью и похищу золотую корону и другие предметы». Оба смотрят на Божество. Таким образом, о чём бы ни шла речь, внутренняя оценка, угол зрения – самое важное. Сама по себе физическая деятельность не представляет особой ценности. Что бы мы ни делали, оценка нашей деятельности будет зависеть от характера того измерения, в котором мы взаимодействуем с определённым явлением.

В Бхагавад-гите сказано:

рага-двеша-вимуктаис ту вишайан индрийаиш чаран

атма-вашйаир видхейатма прасадам адхигаччхати

(Шримад Бхагавад-гита: 2.64)

"Преданный принимает внешние реалии и устанавливает с ними связь, но не делает это под давлением чувств. Он не является жертвой влечения или отвращения". Это – негативная сторона, а позитивная сторона состоит в том, что всё, что преданный делает, направлено на удовлетворение Кришны.

Как только мы избавимся от негативной стороны, мы перестанем придавать значение боли и удовольствию, взаимодействуя с внешними явлениями; эти явления не смогут привязать нас к материальному миру. В Гите эти вопросы рассмотрены детально; Гита говорит, что не следует осуждать какую бы то ни было физическую активность: значение имеет не активность, как таковая, а дух, в котором она совершается.

Вы можете заниматься чем угодно, однако не следует быть рабами низших целей. Занимайтесь той или иной деятельностью в виде исполнения долга, и не будьте рабами плодов этой деятельности. Не будьте рабами удовольствия и боли, возникающих в процессе выполнения долга, рабами карма-пхала [результатов действий]. Если вы сумеете достичь подобного состояния, тогда, даже если вы разрушите всю вселенную, то не будет действием вовсе, и вы не будете нести ни малейшей ответственности за содеянное.

хатвапи са иманл локан на ханти на нибадхйате

(Шримад Бхагавад-гита: 18.17)

Тот, кто ни в малейшей степени не очарован потерями или приобретениями в рамках осуществляемой им деятельности, не убивает и не сталкивается с последствиями убийства. Иначе говоря, такой человек пребывает и действует в измерении универсальной, вселенской волны. Он является не более чем инструментом, поскольку у него нет эгоистических целей или намерений. Тот, кто трудится, будучи свободен от эгоистических тенденций, танцует в универсальной волне; мы также можем сказать, что вселенская волна заставляет танцевать человека, который является просто орудием этой волны. Таким образом, необходимо, прежде всего, отказаться от негативной стороны, а затем принять участие в жизни позитивной стороны – сознательно делать что-то, с целью удовлетворить Кришну – и то будет нечто в высшей степени похвальное.

Произнесено 5 января 1983 г.

Возврат к списку