Вайшнава Шива
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж объясняет положение Господа Шивы как лучшего из Вайшнавов.
Господь Шива способен дать освобождение. Он обладает подобным могуществом, и является совершенным посредником Господа Кришны. В последней главе Шримад Бхагаватам (12.13.16) мы находим следующее утверждение:
нимна-ганам йатха ганга деванам ачйуто йатха
вайшнаванам йатха шамбхух пурананам идам татха
[«Как Ганга – величайшая из всех рек, Господь Ачьюта – величайшее из всех божеств, а Господь Шива – величайший из Вайшнавов, так и Шримад Бхагаватам – величайшая из всех Пуран».]
Из этого утверждения можно понять, что Господь Кришна наделил могуществом других полубогов, и что Господь Шива – высший из Вайшнавов. Что повторяет Господь Шива? Он воспевает Имя Рамы. А на кого Господь Шива медитирует? На своего господина – Раму, Вишну. Так каково же настроение Господа Шивы? Почему он медитирует и воспевает? Когда вы сумеете это понять, вы сумеете понять природу сознания Кришны.
Однажды Парвати Деви спросила Господа Шиву: «Какая форма Господа является высшим объектом поклонения?» Парвати ожидала, что Господь Шива скажет: «Моя. Я есть Верховная Личность». Но Господь Шива не сказал этого. Господь Шива ответил:
арадхананам сарвешам вишнор арадханам парам
«Высший объект поклонения есть Личность Бога Вишну, Кришна». Тогда Парвати Деви подумала: «Я не поклоняюсь Господу Вишну. Я поклоняюсь Господу Шиве». Господь Шива улыбнулся и заметил:
тасмат паратарам деви тадийанам самарчанам
«Нараян есть Верховная Личность Бога, и любой, кто поклоняется Нараяне, поклоняется Верховному Господу, но даже выше таких поклоняющихся стоит тот, кто поклоняется преданным Нараяна». Парвати Деви была очень довольна, услышав подобный ответ. Она знает, что Господь Шива медитирует на Вишну и служит Ему. Она знает, что он есть Вайшнаванам йатха Шамбхух, лучший из Вайшнавов, поэтому она подумала: «Он служит Вишну, а я служу ему, поэтому я занимаю очень достойное положение».
В своё время, на юге Индии ведическая культура процветала и носила упорядоченный характер, но сейчас она деградировала. Вы видели многочисленные изъяны в жителях Южной Индии, особенно, среди представителей брахманского сословия. Они усвоили внешнюю форму ведической культуры, но не внутреннюю составляющую, и в таком духе осуществляют поклонение Господу Шиве. Во времена Рамануджи Ачарьи имел место быть широкомасштабный конфликт в этой связи. Когда наступил расцвет Шайва сампрадайи и Рамануджа сампрадайи, то Шанкар сампрадайя пришла в упадок, и произошло столкновение Шайва и Рамануджа сампрадай. Шайва сампрадайя хотела иметь монополию на поклонение Господу Шиве, и их стиль поклонения не был должным. Мы по-прежнему видим это в Южной Индии в наши дни. Они очень привязаны, фанатичны, можно сказать. Рамануджа сампрадайя также отклонилась – спустя сто лет после Рамануджи, быть может. Они начали оскорблять Шайва сампрадайю своей проповедью:
вйагхрена кхадамане ’пи на гаччхет шива-мандирам
Их теория была следующей: «если ты видишь, как к тебе приближается тигр, намереваясь тебя убить, то, даже если поблизости находится храм Господа Шивы, куда ты можешь забежать, затворить ворота и спасти себя от участи быть съеденным, то не входи в храм Шивы. Лучше позволить тигру убить тебя и оставить тело, нежели вступать в храм Шивы!» Так они проповедовали – радикально; на самом деле, это не подлинная ведическая проповедь.
Повсюду присутствует определённая система. Источником всей иерархии является Голока Вриндаван. Трансцендентное знание нисходит, и расставляет всё на свои места. Повсюду в Паравйома Дхаме присутствуют обители и формы Господа Вишну, и там определённое положение занимает и Господь Шива. Господь Шива есть шуддха-саттва, но, когда Господь Шива приходит в этот бренный мир в качестве владыка Майи, то он становится гунаватаром [владыкой материального модуса невежества]. В этой ипостаси Господь Шива не столь светел. В наши дни все поклоняются этому Шиве, гунаватару Шиве. Мы – Вайшнавы, и поклоняемся форме Шивы в качестве Садашивы в Паравйома Дхаме.
Вы знаете, что во Вриндаване Дхаме пребывают Расешвар Шива, Гопишвар Шива и многие другие ипостаси Господа Шивы. Мы поклоняемся этим формам. Мы предлагаем следующий пранам Гопишвару Шиве.
вриндаванавани-пате джая сома сома-
мауле санандана-санатана-нарадедйа
гопишвара враджа-виласа-йугангхри-падме
притим нийаччха нитарам нирупадхикам ме
(Шри Санкалпа-калападрума: 103)
[«О, защитник Вриндаван Дхама! О, супруг Умы, короной которому служит луна! О, Шива, тебе поклоняются Санандана, Санатан, Нарад и все мудрецы! Вся слава тебе! О, хранитель гопи! Пожалуйста, дай мне непоколебимую и безусловную преданность лотосным стопам Божественной Четы, совершающей Свои Игры во Врадже».]
Господь Шива открывает доступ в Раса-лилу Господа Кришны. Он – хранитель врат в Раса Стхали. Однако в этой форме Шива не является мужчиной. В образе девушки, гопи, он охраняет врата Раса Стхали, и, когда мы предлагаем там пранам, то используем этот мантрам.
Мы просим его о преданности Кришне и о доступе в Раса-лилу Кришны. Он даёт эту визу, и тогда мы проникаем в Раса Стхали. Таким образом, Господь Шива имеет две позиции: гунаватара и Шуддха Шивы. Мы всегда почитаем каждого, не только Гунаватаров, Манвантараватаров или Лила-аватаров. Мы почитаем всех и вся, но следуем линии эксклюзивной преданности Господу Кришне. Таково наше положение.
Примечание:
Произнесено 23 января 1993.