Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
Основатель-Президент-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха
Пранама Мантра
девам дивья-танум сучанда-ваданам баларка-челанчитам
сандрананда-пурам сад-эка-варанам вайрагья-видьямбудхим
шри-сиддханта-нидхим субхакти-ласитам сарасватанам варам
ванде там шубхадам мад-эка-шаранам ньясишварам шридхарам
(Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж)
«Я приношу свои поклоны моему господину, Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, чья речь наиболее приятна, чья божественная форма украшена одеждами цвета восходящего солнца, который является обителью глубокой экстатичной преданности и избранником садху, океаном отречения и знания, сокровищницей блестящих умозаключений, тому, который сияет чистой преданностью, лучшему из последователей Шрилы Сарасвати Тхакура, дарующему все благоприятное и главнокомандующему триданди-санньяси, а также моему единственному прибежищу».
Краткая биография
Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж – Основатель-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе, Западная Бенгалия, Индия. Он явился в этот мир в 1895 году в Хапание, Бурдван, Западная Бенгалия.
С детства он обладал сокровенной верой в Шри Чайтанью Махапрабху, сопровождавшейся естественным влечением и тягой к Нама-санкиртане; он был в высшей степени образован, а его отреченность от этого мира была непреодолимой. Его первая встреча со Шри Гаудия Матхом произошла в 1923 году, а в 1926 году он полностью посвятил себя Миссии своего гуру, Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. В 1930 году его гуру посвятил его в санньясу, дав ему трансцендентное имя Бхакти Ракшак [Защитник преданности]. Он принял значительное участие в основании, организации и проповеди многих Шри Гаудия Матхов по всей Индии.
Шрила Шридхар Махарадж написал множество возвышенных молитв, не имеющих себе равных, а также комментариев на санскрите и бенгали, раскрыв природу преданности в соответствии с учением прославленных Госвами Вриндавана. Но еще более поразительна была его особая способность представлять эти размышления на английском – международном языке. Так множество из его священных наставлений было опубликовано в форме книг.
Шрила Шридхар Махарадж покинул этот бренный мир в 1988 году. К этому времени тысячи людей со всего земного шара уже приняли у него прибежище в качестве его учеников. Перед своим уходом, публично, а также в своем завещании, он назвал своего возлюбленного божественного слугу Шрилу Бхакти Сундара Говинду Дев-Госвами Махараджа своим преемником.
Его Божественная Милость Шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, основатель Шри Чайтанья Сарасват Матха, родился в Индии, в 1895 году, в респектабельной семье брахманов ордена Бхаттачарьи, в Хапание, в районе Бурдван, в Западной Бенгалии. Он получил образование в Университете Бахарамапур.
Получив благочестивое рождение в Шри Гауда Мандале, святой земле, где Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои божественные игры, Шрила Шридхар Махарадж с самого своего детства обладал естественной тягой к миссии Шри Чайтанья-санкиртаны - великого совместного воспевания святых Имен Верховного Господа.
В 1926 году Шрила Шридхар Махарадж присоединился к Шри Гаудия Матху и стал инициированным учеником его основателя - прославленного Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Прабхупады (1874-1937). Позднее, в 1930 году, он принял святой орден санньясы [монашество]. Признавая в нем преданного проповедника совершенных принципов Гаудия Вайшнавизма, обладающего непоколебимой верой, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупада даровал ему имя «Шри Бхакти Ракшак», что означает «Защитник преданности». И далее, отражая утверждение великого учителя Вайшнавов, Шрилы Дживы Госвами, который ссылается в своих комментариях на Шри Шридхара Свами как на бхакти ека ракшак [Верховного защитника преданности], Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад дал ему триданди-санньясу с титулом «Шридхар». Так он стал Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Махараджем.
Как выдающийся проповедник миссии Шри Гаудия Матха, он интенсивно путешествовал по всей Индии и проповедовал, бегло говоря на бенгали, хинди, санскрите и английском языках, распространяя учение Шри Чайтаньи Махапрабху в университетах, на публичных семинарах и фестивалях санкиртаны.
Также Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Прабхупад высоко оценил написанное Шрилой Шридхаром Махараджем произведение на санскрите Бхакти Винода Вираха Дашакам, считая его предзнаменованием того, что возвышенные идеалы и почетный статус Шри Гаудия-сампрадаи будет совершенным образом поддерживаться и распространяться таким образованным и чутким преданным как Шрила Шридхар Махарадж.
Доказательством этому служит тот факт, что прямо перед своим уходом из этого смертного мира, Шрила Прабхупад пригласил Шрилу Шридхара Махарадж спеть в его присутствии святую молитву Шри Рупа Манджари Пада, наиболее почитаемую всеми Шри Гаудия Вайшнавами.
После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Прабхупады, духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа, его соратники, а также общественность, естественным образом стали почитать его как старшего представителя Шри Гаудия-сампрадаи, хотя сам Шрила Шридхар Махарадж, как смиренный Вайшнав, был более склонен оставаться незаметным. Однако, побуждаемый священным долгом и божественным вдохновением, он основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Шри Навадвипа Дхаме, намекнув в коротком стихе, написанном на санскрите, что Матх – как прибежище, где проповедуется святое послание его Гурудева, Шри Рупы и Шри Чайтаньи Махапрабху – неизбежно станет известен среди искренних и праведных искателей чистой истины и божественности по всему миру.
Шрила Шридхар Махарадж – автор бесчисленного количества классических молитв и комментариев на санскрите и бенгали. Ученые, философы и преданные по всему миру называют его работы драгоценностями чистого Вайшнавизма. Он является автором Шри Шри Прапанна Дживанамритам - трактата на санскрите о божественном предании, который стал образцовым руководством для всех преданных.
Когда ему было уже за восемьдесят, не только индусы, но и люди из Америки, Европы и всего мира стали привлекаться учением и личностью Шрилы Шридхара Махараджа. Он был известен как чистый святой, ведущий очень простую жизнь. Его уважали и любили за его святую простоту, нежную натуру и манеру поведения. Его почитали духовные братья, ученики, другие преданные и общественность. Все без исключения признавали его широчайшие познания и владение священными писаниями, его уникальную, беспрецедентную способность снова и снова проливать свет на наиболее сокровенные философские и эзотерические аспекты чистой Шри Гаудия Вайшнава сиддханты.
Учениками Шрилы Шридхара Махараджа была составлена обширная библиотека его транскрибированных лекций. Из этих записей были созданы книги на английском, отличающиеся своей изысканностью – "В Поисках Шри Кришны", "Шри Гуру и Его Милость", "Золотой Вулкан Божественной Любви", "Любовный Поиск Потерянного Слуги", а также уникальный комментарий и толкование Шрилой Шридхаром Махараджем Шримад Бхагавад-гиты: Скрытого Сокровища Сладчайшего Абсолюта, а также многие другие книги. Впоследствии ожидаются и другие многочисленные издания.
12 августа 1988 года Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж покинул этот мир, чтобы войти в свои вечные игры. Его уход не был уходом величайшей звезды с небесного свода Гаудия-вайшнавизма, но был уходом самой луны. Сама Земля содрогалась в ожидании этого момента. Божественный храм, Храм Единения в Разлуке, был воздвигнут у его святой усыпальницы в Шри Чайтанья Сарасват Матхе в Навадвипе, и поклонение будет продолжаться из поколения в поколение.
Шрила Шридхар Махарадж избрал своим преемником своего самого близкого и старшего ученика-санньяси Шрилу Бхакти Сундара Говинду Махараджа, благословив его на пост Ачарьи-Президента Шри Чайтанья Сарасват Матха и его отделений по всему миру.